ТИМ, интертипные и самооценка
ТИМ, интертипные и самооценка
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.
Эта статья — продолжение статьи «Эти ‘хорошие’ интертипные» http://www.beletskie.ru/wp/?p=655.
Здесь мы рассмотрим, как именно влияют тип и интертипные отношения на качество жизни человека, определим характер этого влияния, области влияния, а также наметим как выйти из под этого влияния.
Тип информационного метаболизма (ТИМ) как способ информационного взаимодействия с реальностью существенно ограничивает человека — лишь определенная, незначительная часть информационного потока воспринимается нами в полном объеме и, следовательно, адекватно.
Вследствие этого, у каждого из нас могут возникать сложности во взаимоотношениях с окружающими — у каждого свой информационный обмен со средой, и это приводит к неполному пониманию в личных и рабочих отношениях. Из-за чего возникают недоверие и напряжение.
Сложности возникают и с выстраиванием адекватного представления о себе и своих отношениях с миром и окружающими людьми, т.е. с самооценкой. С одной стороны из-за информационных ограничений наше представление о реальности неполное (но каждый из нас искренне убежден в том, что воспринимает весь информационный объем, некоторые продолжают так считать даже после изучения соционики). С другой стороны, мы получаем обратную связь от окружения, которое оценивает наше поведение и наши реакции, но уже через призму своего восприятия, которое также не совершенно. Их восприятие нас расходится с нашим (тоже несовершенным) и возникает путаница или диссонанс в самооценке.
Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка для нас — членов социума, чрезвычайно важна. Адекватное представление о себе самом способствует личному развитию и достижениям. И, поскольку большую роль в формировании самооценки играют оценки окружающих, очень важно представлять, как эти оценки повлияли на наше представление о себе.
Формирование самооценки начинается в детстве. Есть два пути/способа:
1. Оценка себя на основе собственного опыта по факту развития событий и накопление успешных или неуспешных свершений. Например, когда человек ходит по квартире, он постоянно не вписывается в повороты и задевает мебель. И сам себя оценивает, как человека, который не в ладах с пространством. Но может принять это спокойно, как факт.
2. Оценка нашего опыта окружающими — родителями, учителями, сверстниками. Человеку из предыдущего примера говорят сначала родители, затем знакомые: «Какой ты неловкий!» Теперь на факт накладывается оценка окружающих «Я неловкий по сравнению с другими и это — плохо!»
Представим процесс формирования самооценки в виде складывания само-оценок (п.1) и оценок окружения (п.2) в общий мешок :). Если в общей доле доминирует количество оценок из п.1 — т.е. действительно САМО-оценок, ребенок, как правило, формирует адекватное представление о себе, приобретая жизненный опыт и научаясь преодолевать трудности и исправлять ошибки. К сожалению, так бывает достаточно редко. Родители, желая своему чаду исключительно добра и не обладая достаточными знаниями по психологии, с позиций своего воспитания, опыта и информационного метаболизма склонны оценивать опыт ребенка — позитивно или негативно. Сама внешняя оценка, на наш взгляд, вредна, причем, как негативная, так и позитивная. Она лишает человека шанса самостоятельного вынесения суждения о себе, а также, автоматически, от ответственности за свои суждения и действия. Осознанность и соотнесение с собой заменяются на соотнесение с внешними оценками.
В каждом нашем мешке, как правило, присутствуют оба способа оценивания. Важно их соотношение.
Самооценка, сформированная преимущественно на основе собственного опыта, позволяет человеку осуществлять выбор, сохраняя свои ценности и свое внутреннее пространство и ухаживая за ними. Такой человек более осознан, он постоянно фиксирует свой опыт и встраивает его в свою систему ценностей. Он четко знает, чего хочет от жизни и умеет преодолевать трудности, связанные с достижением цели. И цели его адекватны его возможностям.
Самооценка, сформированная преимущественно на основе оценок окружения, делает личность зависимой. Человек регулирует свое поведение, исходя из ожиданий окружения, из потребности стать лучше, соответствовать (при заниженной самооценке) или имеет высокие претензии, полностью отвергает мнение окружения, даже действует наперекор (при завышенной самооценке). Желание избежать внешних оценок часто ставит человека в положение защищающегося. Проявить агрессию по отношению к родителям маленький человечек не может, поэтому формируется другая форма защиты — уход от деятельности. Постоянное оценивание неудач и фиксация внимания родителей на этом формирует у ребенка стремление вообще ничего не делать, чтобы не получать раз за разом этих обидных оценок. Завышенная самооценка также вредна, т.к. ожидания человека от мира и себя самого не совпадают с реалиями.
Если самооценка неадекватна, у человека постепенно формируется сильная обида на жизнь в целом и на ближайшее окружение, в частности. И в случае завышенной самооценки, и в случае заниженной, человек считает, что чего-то от жизни и окружения недополучает. В случае заниженной самооценки — в силу того, что он недостоин (материальных благ, хороших отношений, любви и принятия и т.д.), а в случае завышенной — потому что ему, такому хорошему, не хотят этого дать. Конечно, это приводит к конфликтам внутренним и внешним.
С возрастом эти неразрешенные конфликты накапливаются и формируют у нас привычное поведение и привычные эмоциональные реакции. Поскольку природу и причины их возникновения мы давным-давно забыли и вытеснили из нашего сознания, в состоянии «здесь и сейчас» мы редко задумываемся, почему действуем именно так или почему испытываем именно эти чувства. Часто это приводит к каскаду нерешенных повторяющихся ситуаций. Например, когда раз за разом разрушаются отношения, а, вступая в новые, человек сталкивается с теми же проблемами, что и в прошлых. Или не идет карьера. Или каждый раз что-то мешает добиться того, чего хочется.
При неадекватной самооценке наша психика старается защитить нас от осознания того, что мы сами действуем и реагируем так, чтобы продолжать подкреплять наше традиционное защитное представление о себе самом, сформированное в детстве. И лишь накопив большое количество повторяющихся ситуаций, мы способны посмотреть на процесс со стороны и уйти от привычного реагирования. Увидеть свою роль в нем, увидеть свои неконструктивные реакции и способы защиты. И дать им соответствующую оценку. Чаще — негативную. Этот кризисный момент рано или поздно (в зависимости от степени осознанности) возникает в жизни каждого из нас, и он становится переломной точкой, точкой перехода.
Кто-то, осознав свои привычные способы реагирования, начинает активно работать над их изменением и улучшением качества жизни. Таких людей немного. Ведь для изменений нужен ресурс, энергия, а большинство не знает, где и как его взять.
Даже осознав свою ситуацию, люди часто не находят сил для изменений, особенно это характерно для людей с заниженной самооценкой. Основные причины мы видим в том, что:
1. Люди часто не знают, какое поведение в конкретной ситуации будет более конструктивным, а делать неудачные попытки и экспериментировать не хочется — и они продолжают жить «по накатанной».
2. Прошлые обиды и боль настолько сильны, что человек просто не может переключить внимание на что-то другое, постоянно возвращаясь к анализу прошлых ситуаций — с родителями, с мужем/женой, на работе и т.п. и находя им подкрепление в ситуации сегодняшнего дня. Например, с ребенком не очень уважительно обходились в детстве. Он обижался и страдал, но в глубине души считал, что сам виноват во всем (дети часто так думают, т.к. признать, что родители к ним недостаточно внимательны, очень больно). Будучи взрослым человеком, он любую критику склонен воспринимать как неуважительное отношение, с обидой. Проблема в том, что обида настолько сильна, что не позволяет ему взглянуть на ситуацию в целом, со стороны. Хотя в его сознании и присутствуют проблески адекватного оценивания своей роли в происшедшем, исправить ситуацию сложно, т.к. весь эмоциональный ресурс поглощает обида и самоедство — вот я такой плохой и недостойный (по-прежнему).
Что делать и где взять ресурс?
Сначала наши рекомендации, что делать:
У каждого из нас есть определенный способ переработки информации (ТИМ), а с окружающими людьми возникают определенные интертипные отношения. Мы склонны ожидать от окружения «удобного» для нас поведения — понятного и простого. И окружение склонно ожидать от нас… того же. Эти ожидания не выполняются, мы обижаемся, защищаемся, иногда успешно, иногда — нет.
Чтобы выбраться из этого круга обид, нужно признать, что наши обиды на окружение и жизненные ситуации — в прошлом. Частично они имеют информационный характер (см. http://www.beletskie.ru/wp/?p=655). А когда нам понятны причины наших успехов и неудач, а также причины завышенной или заниженной самооценки — все в наших руках. Можно лить горькие слезы из-за того, что достался «плохой тип» (при этом слезы льются из-за самых разных типов :)) и такие «плохие» интертипные отношения с окружением. И вообще — угораздило же родиться!… А можно взять ноги в руки и, изменяя собственное восприятие ситуации, идти вперед к улучшению качества жизни.
Что конкретно для этого можно сделать:
1. Осознанность, осознанность и еще раз осознанность. Это достигается, например, через самонаблюдение и/или медитативные техники. От уровня осознанности зависит качество восприятия. Мы можем упустить значимую информацию или неверно ее интерпретировать только по тому, что не были включены в процесс, и это практически не зависит от типа.
2. Внимательно изучить свой ТИМ и соционику в целом, как инструмент самопознания.
- Самопознание мотивов своих и другого, осознанность в проявлениях, даже если они являются информационными автоматизмами. Это позволит осознать и принять свои сильные и слабые стороны, сформировать адекватное представление о своих возможностях «здесь и сейчас», а также осознать и наметить пути развития своих возможностей (если это необходимо).
- П.1 позволит взглянуть на себя глазами другого человека и осознать его мотивы — в деятельности и по отношению к Вам. Это поможет с одной стороны улучшить отношения, сделав их более доверительными, с другой стороны — поможет выровнять самооценку за счет осознания того, что другой человек видит мир и Вас, в том числе, только в узком секторе.
3. Узнать как другие индивидуальные и личностные черты (например, пол, система ценностей и др.) влияют на наши мотивы и мотивы других людей.
Многим удается все это осознать без особого труда. Гораздо сложнее найти ресурс для изменений. И очень важно грамотно оценить, способны ли мы справиться самостоятельно и с помощью близких или нам нужна помощь специалистов, чтобы сформировать адекватную позицию по отношению к ситуации и освоить на практике конструктивные способы реагирования. Это могут быть тренинги или консультации психологов — кому что комфортнее.
Есть несколько шагов, следуя которым, можно найти ресурс для изменений и для жизни вообще.
Первый шаг — осознать какое это чудо, что мы вообще живем и можем наслаждаться красотой этого мира. Один из самых простых способов — больше быть наедине с природой.
Далее, ощутив чудо жизни, мы найдем в ней глубокий смысл — и в радости, и в печали. Просто, обращаясь к каждой ситуации, задавайте себе вопрос: «А чему это учит меня? Как это развивает меня? Какой в этом для меня смысл?»
Это повысит и осознание, и осмысленность и энергетическую заряженность каждого момента. Как результат — это позволит нам выстроить доверительные отношения с окружением, еще глубже ощутить ценность жизни. И даст ресурс для того, чтобы быть: быть самим собой — хорошо к себе относиться и ухаживать за своими ценностями, а также быть в отношениях с другими людьми и миром, хорошо к ним относиться и уважать их ценности.
Постепенно старые негативные программы будут вытесняться новыми, более конструктивными, мир заиграет новыми красками, и вы начнете получать радость. Буквально от всего :). Тогда и наши упражнения не понадобятся!
P.S. В следующем выпуске рассылке мы предложим вашему вниманию статью московского соционика Павла Цыпина. Он провел исследование влияния соционической информации на самооценку людей различных типов . Интересная работа, рекомендуем ознакомиться, особенно тем, кто изучает соционику по описаниям типов :).
P.P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.
В статье встречается довольно-таки радикальное утверждение:
«Родители, желая своему чаду исключительно добра и не обладая достаточными знаниями по психологии, с позиций своего воспитания, опыта и информационного метаболизма склонны оценивать опыт ребенка – позитивно или негативно. Сама внешняя оценка, на наш взгляд, вредна, причем, как негативная, так и позитивная».
В целом, мысль понятна, понятно и её происхождение; однако не учтено, что это — только одна сторона медали. Опасная забывчивость
Вторая сторона такова: как, при полном отсутствии внешней оценки, у ребёнка будет формироваться внутренняя? Где он возьмёт критерии для сравнения и оценки, на какие ценности будет опираться в принципиально безоценочном пространстве? И как быть с тем, что у каждого ребёнка, по крайней мере до подросткового возраста, имеется потребность не только в приятии и заботе со стороны родителей, но и в ориентации в окружающем мире, а, значит, в системе ценностей и оценок? По Фромму, потребность в «системе ориентации» — одна из центральных в природе человека, любого возраста и уровня развития. По крайней мере, человека как существа социального. «Система ориентации» в безоценочной среде не формируется — и это начало личностной деградации. Потому что ребёнок будет искать оценочную систему на стороне.
«Крошка сын к отцу пришёл, и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?» Приходит; и приходится отвечать. Это — уже внешняя оценка, вынесенная авторитетом (родителем); внутренняя оценка, особенно в раннем детстве, не может быть свободна от оценки родителей, и не может сформироваться адекватно без родительских оценок.
Другое дело, они должны быть сбалансированны и должны учитывать индивидуальность ребёнка. Это — повод для родителей давать только взвешенные оценки, и давать их в точно, но сочувственно, без раздражения, и в позитивном ключе, в смысле «как на это опираться в жизни», если это «+», или — «как минимизировать потери», если это «-«. Кроме того — должна звучать установка что-то вроде «Все люди разные, с разным потенциалом, никто из них несовершенен, и это — повод к постоянному развитию».
«Внутренний компас», основа самооценки «первого типа», у ребёнка должен ещё сложиться. И надеяться на его врождённость, или спонтанное появление в сознании, например, по архетипическому механизму, я думаю, не стоит.
Если я что-то неправильно понял в Ваших тезисах относительно общения с детьми и «воспитательной программы», поясните, пожалуйста, что Вы, в таком случае, имели в виду, утверждая вредность любой внешней оценки.
Ноябрь 15th, 2011 | #
Спасибо за статью, очень интересная и познавательная.Но у меня возник тот же вопрос,что и у Егора. Очень бы хотелось получить на него ответ.
Ноябрь 17th, 2011 | #
Егор, Анна, спасибо за вопрос :). Пришлось поднять кое-какие книжки и еще раз посмотреть на позицию психологов по этому вопросу.
Вы пишите: В статье встречается довольно-таки радикальное утверждение:
«Родители, желая своему чаду исключительно добра и не обладая достаточными знаниями по психологии, с позиций своего воспитания, опыта и информационного метаболизма склонны оценивать опыт ребенка – позитивно или негативно. Сама внешняя оценка, на наш взгляд, вредна, причем, как негативная, так и позитивная».
Егор, мы действительно так считаем. Причем психологические положения подтверждаются и нашим собственным опытом.
Факт оценки негативной можно не обсуждать, тут, я думаю, все понятно и так. А позитивная? В чем ее вред? Наверное, Вы слышали о бихевиоризме с его изветсной формулой стимул -> реакция? Ребенок в нежном возрасте очень зависим от родителей и, если его оценили положительно, способен повторять одно и то же действие, выдавать одну и ту же реакцию, лишь бы заслужить одобрение родителей. Сталкивались Вы с этим? При этом у него не формируется умение само-оценивать свои поступки и соотноситься с самим собой — как это для меня.
У взрослого человека этот механизм полностью сохраняется. И из желания быть удобным для своего окружения человек абсолютно бессознательо подавляет свои истинные желания и потребности. Этот же подход мешает человеку выйти к своей жизненной задаче, т.к. внутренняя связь с самим собой (со своей персональностью) не работает. Его жизнь становится похожей на фруктовый кефир ;). И часто он просто не знает, почему это так, и как прорваться к себе истинному. Адекватность самооценки — один из шагов.
Совершенно закономерно Вы отмечаете, что ребенку нужен образец для формирования собственного умения оценивать. Но почему это должно происходить именно на нем как на объекте? Давайте смотреть вместе с детьми мультики, читать книжки и обсуждать героев. И вырабатывать — совместно — позицию по отношению к их действиям и качествам. Постепенно этот опыт можно переводить в область ближайшео окружения, а затем — и на самого ребенка. Конечно, здесь предстоит непростая рабогта, когда функция этики и/или интуиции маломерна.
Пример. Первоклассник СЛЭ прочитал рассказ о мальчиках, которые разрушили гнездо. текст понятен, читает отлично. После рассказа вопрос — а какие чувства испытал герой и т.п. ПАНИКА!!! Мама, о чем они тут говорят, я не понимаю ни слова!!!
Теперь он в третьем классе. Смотрит фильм «Троя». В тот момент, когда я зашла к нему, как раз идет фрагмент о похищении Елены. Слово за слово, ведем разговор о женской и мужской чести, о том, что нельзя предавать, если дал слово, нужно договариваться по-хорошему. Ему по-прежнему трудно, слов нет. Но он сумел обобщить наш разговор, сказав: «Да, и тогда будет, как у вас с папой». Для его болевой функции это огромный прогресс. При этом разговор как бы ни очем, понимаете? Не обязательно, на наш взгляд, оценивать самого ребенка, чтобы сформировать у него это умение. Правда, это довольно сложно, в смысле — трудоемко. Но, поверьте, не сложнее, чем в 24 года восстанавливать и наращивать самооценку, которой просто нет.
В этом смысле Ваш пример про Крошку — сына очень хорош :).
Ноябрь 18th, 2011 | #
Спасибо за ответ, Ирина!
Вот так уже понятнее, и логичнее: не полное отсутствие оценок (что, конечно, «плохо» :evil:), но — мягкое прививание ребёнку навыков оценки с одновременным выведением его личности из фокуса критики/похвалы.
И — совместное обсуждение его собственного поведения, ибо без оценок действий ребёнка, хотя бы косвенных, как в этом случае, не обойтись. Он ведь так и нарывается на оценку.
Итого, рецепт таков: дискуссионное, совместное с ребёнком привитие ему критериев и механизмов здоровой оценки, в том числе самооценки, привитие взгляда на себя со стороны. То есть — всё-таки наличие родительской оценки, но в непрямом виде и без «перехода на личности». Если примерно так — то возражений нет.
Только одно уточнение: совсем маленький ребёнок точно так же нуждается в оценке и косвенно запрашивает её — но его сознание к самооценке может быть ещё не способно. И тогда мы вынуждены установить ему временный «внешнеоценочный прикорм» 😛 До тех пор, пока сознание не дозреет до какого-то подобия дискуссии. Потом этот «прикорм» постепенно снижается, пока не сходит до нуля.
Главное — правильно провести временные границы, в которых можно и нужно начинать давать ребёнку самостоятельность в суждениях; собственно — сразу, как только он станет к ним хотя бы отчасти способен и склонен. Вешать на него эту задачу раньше срока — значит вызывать у него страх неисполнения, пускай и не озвученных, но ощутимых родительских ожиданий. И — вину за их неисполнение.
В общем, вопрос этот — неоднозначный, и я вижу в Вашей воспитательной программе здравый смысл, заботу о психическом здоровье и внутренней силе детей; но мины есть и на этом пути, и их нужно заранее предусмотреть 😕 (если уж даётся некая программа).
Впрочем, мины есть везде, и всех не предусмотришь
Ноябрь 18th, 2011 | #
Егор, полностью с Вами согласна :). Мы случайно на самом деле выскочили на глубокое обсуждение стратегий воспитания — это уже следующий пласт, хорошо бы для начала разобраться с каличным информационным метаболизмом, который ну очень сложно контролировать, а вред окружению, особенно детям, наносится колоссальный. Вот, например, нам — рационалам — ну как не оценить?! Работаем над собой 😀
Ноябрь 18th, 2011 | #
Этот пласт поднялся в связи с Вашим утверждением, касающимся как раз стратегий воспитания.
А насчёт «как не оценить» — полностью согласен. Кажется, в безоценочной среде нет даже воздуха для дыхания, не то что здоровой психики
Ноябрь 18th, 2011 | #
Задела меня фраза Егора: «Кажется, в безоценочной среде нет даже воздуха для дыхания, не то что здоровой психики». Для меня как раз постоянное оценивание всё равно что эстафета по лабиринту с разбросанными граблями… Или сама по лбу получу, или кому-нибудь случайно «подкину»
Ноябрь 18th, 2011 | #
ОЛЯ, а вот это и есть детеминированность оценкой :). Интеерсно, почему ты воспринимаешь ситуацию оценки как эстафету по лабиринту?
Ноябрь 18th, 2011 | #
Maramolja: Мой тезис: «в безоценочной среде нет даже воздуха для дыхания, не то что здоровой психики» — это не всерьёз, скорее самоирония на тему избыточности оценочной деятельности (свойственной, как известно, рационалам).
Безоценочная среда кажется «не обезвреженной» всё систематизирующими и объясняющими оценками. Но — только кажется, и я это осознаю 😯
Ноябрь 18th, 2011 | #
Ирина, попытаюсь объяснить. Для меня в большинстве случаев никакие «хорошо-плохо» не требуются. Есть ситуация, и она ни плохая, ни хорошая. Она просто ЕСТЬ. И ситуацию можно изменить или оставить в покое. Изменить — не значит, сделать лучше/хуже, а сделать ДРУГОЙ.
Постоянное (!!!) оценивание приводит к тому, что чувствуешь себя в «лабиринте». По дороге между стен — хорошо, подкоп или полёт — плохо. И за каждым поворотом по направлению «хорошо/плохо» разложены грабли — собственное неудовлетворение или чьё-то ещё.
Ноябрь 18th, 2011 | #