Блог тренингового центра Белецких

Карьера Иррационала

Июнь 3rd, 2018

Ирина Белецкая

 

Где и почему иррационалам трудно работать?

Там, где работа жестко регламентирована, где от «А» до «Я» процесс идет по инструкции, где изменения не запланированы, иррационалам скорее всего будет душно и скучно, хотя часть из них все равно и к этим условиям постепенно приспосабливается.

Иррациональность как свойство личности может быть проявлена в разной степени. Если она проявлена сильно, то людям бывает сложно работать в жестких рамках, какими бы они не были: рамки временные, рамки по задачам, рамки по режиму дня, по формату организации труда, в иерархических организация и так далее. Для иррационала рамки — это ограничения, когда нет  возможности что-то поменять и подстроить под себя. Это и рутина, когда каждый день «одно и то же» и ничего не меняется.

Иррационалам бывает сложно создать для себя комфортные условия труда, т.к. сегодня им может быть хорошо одно, а завтра – совсем другое.

Сильные стороны человека иррационального типа — в чутье на тренды, на изменения и в адаптации к ним. Иррационалы хорошо улавливают, когда ситуация меняется. И им часто непонятно (сложно принять), почему вместе с ситуацией не меняются актуальные задачи, тайм-менеджмент, организация труда.

Но зарабатывать хочется всем, поэтому люди, в том числе иррационалы, устраиваются на позиции, которые им не подходят или подходят не полностью. Не подходят иррационалам компании, где много структуры, много иерархии и присутствует только функциональный подход, личностные особенности не учитываются; не подходят позиции, где много повторяющихся однотипных задач или рутины.

Рекомендации иррационалам, работающим в структуре

1.Принять ответственность за управление карьерой

Управление карьерой начинается с осознанности. И прежде всего необходимо осознать свои особенности, свои сильные стороны и ценности, а также зоны роста. Если человек хорошо осознает себя, ему легко принять ответственность за управление своей жизнью и своей карьерой.

Важно помнить, что никто по большому счету не обязан нам предоставлять какие-то  спецусловия. И если мы действительно хотим, чтобы нам было хорошо, то должны сами для себя создавать возможности — замечать моменты для инновационной, творческой деятельности, моменты, где мы сможем делать что-то по-другому.

Рассмотрим, для примера бухгалтерский учет. Наверное, сложно представить более регламентированную отрасль, чем эта. Сейчас уже многое делается автоматически, поэтому остается мало элементов для творчества. Но и здесь можно найти свои "островки" для улучшений и изменений. Например, возможности оптимизации процесса налогообложения. Это ведь высший пилотаж и большое поле для исследования, всегда можно искать новые решения, всегда можно их предлагать и, в зависимости от того, насколько ты компетентен, тебе либо будут доверять, либо не будут. И это уже твоя зона ответственности – расти, чтобы тебя слушали. И в самом процессе профессионального роста всегда присутствуют элементы для творчества, ведь можно менять фокусы, цели и средства их достижения и т.п.

2.Двигаться вперед в своем профессиональном росте

Часто люди, достигнув определенных высот на своем рабочем месте, говорят о том, что они исчерпали возможности для роста в своей области: "Я — эксперт, и расти мне дальше некуда", — говорит нам бухгалтер, — "Я уже все узнал, я все уже применил, я все, что можно новое создал и т д. мне в этой нише уже тесно и очень скучно".

Что можно порекомендовать такому специалисту в качестве новой ступеньки для карьерного роста? Я рекомендую путь из экспертов в руководители — это хороший выбор, когда профессиональная область не меняется, а меняется профессиональная роль. И открывается целое поле для бесконечного потока изменений и профессионального роста – ведь в таких сферах как менеджмент, работа с людьми, где до 90% времени занимает именно общение, вообще нет никакой стабильности! Очень разными бывают как люди, так и обстоятельства, в которых приходится управлять. При этом одни и те же люди, в зависимости от настроения и обстоятельств, могут вести себя совершенно непредсказуемым образом. И в таких задачах есть элемент постоянного творчества. Важно его заметить!

3. Мыслить, как предприниматель

Если смотреть на бизнес-процессы в компании как предприниматель, то всегда есть возможность что-то улучшишь и изменить. При этом сферы изменений могут быть разными — от оптимизации раскладки товаров на складе до реорганизации организационной структуры, от процессов взаимодействия с клиентами до взаимодействия между подразделениями  и так далее.

Таким образом, если вы устали в роли эксперта — есть возможность подняться до роли руководителя или стать предпринимателем внутри компании.

Рекомендации для тех, у кого в подчинении иррационалы

Организация — это всегда рамки, а люди иррационального типа рамок не любят. При этом иррациональные экстраверты воспринимают регламент как давление на них со стороны и как вызов, и всегда стараются выбраться из-под него или вступают в конфликт. А иррациональные интроверты ищут для себя комфортную среду, и в этом смысле тоже избегают регламентаций, в которых им тесно, не комфортно. Поэтому часто «увиливают», «ускользают» от управленческих воздействий.

Однако у нас как у работодателей всегда есть разного рода задачи, и мы способны распределять их между разными типам людей.

Например, если мы производим колбасу. В этом процессе регламентирован каждый шаг.  По инструкции прописано все: как ты вошел, как ты должен одеть шапку, бахилы, халат, перчатки. И это только про одежду. Я уже не говорю, как работник должен обрабатывать сырье, как упаковывать продукцию. Все строго. Здесь уже ничего не изменишь, потому что это ГОСТ. Это стандарты качества. И здесь нам нужен тот, кому легко эти правила и стандарты соблюдать.

А есть такие сферы как маркетинг и продажи, здесь постоянно все меняется: меняются вкусы потребителей, рынок «требует» новых продуктов, меняются способы продвижения. В этих сферах мы не найдем готовых схем и шаблонов, которые работают длительное время, поэтому здесь есть большое поле для постоянных изменений и творчества. Значит,  стоит дать карты в руки тем, кто готов изобретать и следовать за изменениями.

Много ли среди нас иррационалов?

Следует сказать, что ярких иррационалов, c хорошей потенцией к творчеству и изменениям встречается не так уж много. Потому что система воспитания в обществе и в семье устроена достаточно рационально, иррациональность поощрять у нас в культуре не принято. Многие иррационалы с детства "обучены" жизни в рациональном мире. Поэтому не стоит полагать, что если человек-иррационал, то он не сможет работать по инструкции. Иррационалы прекрасно справляются: и с инструкциями, и с выполнением задач в срок, и в условиях хорошо организованных, спланированных проектов. Но надо помнить, что задачи для иррационалов должны быть разнообразными — и по инструкции, и с возможностью для творчества, изменений. Тогда иррационалы могут на работе "и жить, и дышать" и проявят свои лучшие черты в работе. Не стоит также думать, что иррационалам чуждо все стабильное. Элемент повторяющихся действий все равно дает опору. Для иррационала наличие такой опоры и структуры также важно, как и для рационала, но не всегда иррационалом осознается.

Иррационалы и фриланс

Бытует миф, что иррационалам хорошо подходит фриланс и состояние "сам себе начальник".

Давайте разберемся!

Действительно, по форме и по сути  работа фриланс — это про иррациональное, свободное от рамок. Человек может работать из любой точки мира, в любой форме, в любое время: хочешь — зайди в кафе, хочешь — дома сиди, хочешь — на лестничной клетке работай. Очень много вариантов для подстройки ситуации под себя. Но, дело в том, что работать все равно нужно. И здесь задача человека — самому себе создать рациональную структуру, в которой он будет выполнять в нужном качестве, в нужный срок и в нужном объеме  задачи, которые он будет получать от своих  заказчиков. И эта часть – создание структуры — абсолютно рациональная. Если человек такую структуру создать не может, т.к. ранее не усвоил рациональные способы деятельности, работая по найму или учась в школе и институте, то как фрилансер он скорее всего провалится, потому что будет не продуктивен. Он не сможет сам себя организовать, ему будет непосильно трудно посадить себя и работать, работать… И это большая проблема для многих фрилансеров. Поэтому они иногда не зарабатывают много.

Вывод: Иррационалу, чтобы быть эффективным в работе фриланс и много зарабатывать, нужно иметь много рациональных навыков.

Поэтому иррационалы, работая в офисе, когда рабочая структура была создана кем-то, часто бывают более продуктивны и неплохо справляются со своими задачами по сравнению с попытками создать свой бизнес «с нуля».

У меня есть интересный пример: один человек (иррационал по типу) занимался сетевым маркетингом и работал внутри большой компании. У него была своя сетевая структура. Он ее выстроил по образцу, развил и несколько лет работал по правилам компании. В то же время, он имел возможность организовывать свой индивидуальный график работы, встречаться с новыми людьми и привлекать их в свою сеть. Он был очень успешен и заработал в итоге много денег. Но понимая, что компания забирает значительный процент от его заработка, а вкус денег он уже почувствовал, он решил: «Дай-ка на заработанные несколько десятков тысяч долларов я создам свою компанию» (по типу он был Гексли — экстраверт, интуит, этик и иррационал).

Понеслось! Проблем с поставкой «интересной» продукции у него не было. Но пришло время выстраивать бизнес-процессы внутри компании. И здесь начались проблемы. Он был уверен, что все получится, у него же ранее получалось. Он не учел, что ранее ситуация была другая: одно дело, когда ты вошел в готовую структуру, другое — когда надо строить свою сеть «с нуля» по своим правилам. Постепенно у начались проблемы с банком… И все могло бы закончиться печально… Но нашему фигуранту помог его партнер – рационал, который отстроил все процессы в компании, заставляя, иногда жестко, своего иррационального партнера следовать правилам. В итоге, управление бизнес-процессами осуществлял рационал, а наш иррационал занимался расширением сбыта и взаимодействием с людьми.

К чему быть готовым иррационалу в бизнесе

Вопрос собственного бизнеса или самозанятости интересует многих. Для того, чтобы понять справишься ли ты с собственным бизнесом, не тогда, когда ты его уже начал и взял кредит, а на входе, конечно, хорошо сесть и написать детальный бизнес-план. И на каждом этапе развития очень тщательно продумать, какие задачи придется решать, и какие для этого нужны компетенции. Это абсолютно рациональный процесс. Его можно сделать самостоятельно, если есть такой опыт. Если опыта нет, это можно кому-нибудь поручить. Но, в любом случае, нужно понимать: если хотите успеха, не игнорируйте рациональную часть – регламенты, инструкции, критерии качества и другое. Даже если вам трудно.

Когда человек переходит с работы по найму в свой бизнес или в самозанятость, нужно понимать, что степень ответственности его ожидает совсем другая. Те нагрузки, которые его тяготили в работе по найму и плюс еще многие другие, будут во много раз увеличены в своем бизнесе. Если человек отвечает за жизнь и здоровье своей семьи, тем более, если он является единственным кормильцем, то выбор в пользу своего бизнеса и самозанятости — это очень серьезный выбор.

А если бизнесмен нанимает людей – это дополнительное увеличение нагрузки и ответственности. Необходимо «на берегу» разобраться, потянете ли вы…

Это можно оценить, осознав, что конкретно придется делать. Часто, планируя свой бизнес, люди видят только то, что они в итоге будут сидеть на прекрасном острове, и рассматривать на компьютере какие-то графики. Как правило,  реальность совсем другая. И приходится заниматься совершенно «неинтересными, скучными, однообразными» вещами. Готовы ли вы к ним???

К слову, многие иррационалы добились успеха в бизнесе — Илон Маск, Уоррен Баффит, Стив Джобс, Джордж Сорос, Дональд Трамп и другие.

Если почитать их истории, мы увидим, что на начальном этапе развития бизнеса, все они демонстрировали поведение, более характерное для рационалов. А Стив Джобс, например, даже был уволен из своей компании из-за своего пристрастия к изменениям! Поэтому, если вы – иррационал и хотите добиться успеха, рекомендуем внимательно присмотреться к поведению рационалов!

В каких бизнес-задачах особенно хороши иррационалы?  

  • Управление изменениями;
  • Захват рынка за счет быстрых изменений и гибкой подстройки под запросы целевой аудитории;
  • Формирование УТП (уникального торгового предложения), причем каждый раз нового;
  • Создание новых продуктов и разработка новых способов их продвижения;
  • Взаимодействие с людьми.

Чтобы управление изменениями можно было осуществлять на практике, и чтобы сами изменения не воспринимались сотрудниками компании как постоянный стресс, я рекомендую сделать изменения и развитие частью стабильного каждодневного рабочего алгоритма. Это возможно, когда постоянно осуществляется поиск конкретных точек для улучшения.  И с этой задачей лучше справится иррационал!

Но, повторюсь, чтобы управлять изменениями, необходимо, чтобы хоть что-то работало стабильно, нужно выпустить тот самый (как говорят в акселераторах) работающий опытный образец. И для этого стОит проделать ряд конкретных процедур четко по инструкции: придумал, написал, отладил, сделал презентацию, пошел к инвестору и т. д и т. п.

Ваша карьера начинается с вас, и ключ к успеху в выстраивании бизнеса и карьеры с учетом типа вашей личности — это осознанность. Осознавайте, друзья!

Успехов!

Опубликовано в журнале MyType №7

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Нет коммент. »

Нет комментариев

Комментировать

:mrgreen: :neutral: :twisted: :shock: :smile: :???: :cool: :evil: :grin: :oops: :razz: :roll: :wink: :cry: :eek: :lol: :mad: :sad:


RSS для этой записи | TrackBack URI

ИДЕТ ЗАПИСЬ

Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (925) 642-51-82


Книга Ирины Белецкой "Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина" на ОЗОНе

Разделы

Свежие записи