Как полюбить трудности
Опыт маленьких шагов
Ирина Белецкая
Лето в разгаре, а мы с некоторыми родителями про мотивацию своих подростков думаем.
Чтобы снять возражение: «Вы — коуч(психолог), Вам легко говори-и-ить…», скажу, что мои собственные дети проходят такой же болезненный и практически такой же длительный путь выбора жизненного пути, как и дети, чьи родители не коучи и не психологи.
И мои дети также сомневаются, скандалят, бросают какие-то начинания на полпути, боятся, ленятся и пр.
Их кардинальное отличие от большинства сверстников в том, что они умеют додумывать до конца. Да, часто это происходит с моей помощью. И додумав, умеют брать на себя ответственность за свои выборы. И несут ее – до конца. Вот здесь мне максимально помогает мой коучинговый и консультационный опыт – не лезть, не мешать, не делать за человека то, что он может (и должен!) сделать сам.
Что же они додумывают до конца? Да все.
- Что будет, если не исправить семь двоек в четверти? Что будет, если выбрать то или иное направление обучения( а потом и профессионального развития)? Что будет, если выбрать этот факультет – чего мне не хватит для реализации моих отдаленных целей?
- Я действительно хочу, чтобы так было? Этот вопрос, кстати, один из сложных… Потому что люди часто хотят одного, а делают – другое. И не видят этого. Тут коучинг хорошо помогает J.
- Готов ли я делать что-то, чтобы было по-другому?
- Что я могу сделать прямо сейчас, маленькое и простое?
Часто родители жалуются, что их дети ничего не хотят. И я их понимаю. Довольно странно хотеть то, что тяжело дается или плохо (особенно поначалу) получается.
«Как сделать так, чтобы захотели?», — спрашивают родители. Потому что они уже больше не хотят/не могут принуждать своих взрослых детей. И к слову сказать, дети особенно и не принуждаются.
Ответ простой: формировать опыт успеха. С самого раннего возраста. Замечать и укреплять ДОСТИЖЕНИЯ, а не ругать за НЕУДАЧИ. Формировать картину человека, которому многое по плечу. Тогда трудности не будут такими трудными. И ребенок будет их впоследствии искать J. Т.е. захочет – трудное!
А если подростку уже 15,16…30? Да, и такие есть.
Здесь нам поможет опыт маленьких шагов. Обратите внимание – шаг должен быть именно маленьким: быстрым, понятным и простым. Т.е. если у ребенка два в четверти, то шаг «три в четверти» — он не маленький. Он – гигантский. Или если у ребенка нет друзей, то шаг «подружиться с одним человеком» — это гигантский шаг. Помогите ребенку спланировать этот маленький шаг. Вместе проверьте его по трем критериям: быстрота, понятность, легкость в выполнении. И обязательно отпразднуйте успех. Поговорите с ним, каким он стал, совершив этот шаг. Это важно.
P.S. На взрослых это тоже хорошо работает.