Краткий путеводитель по соционике (гл.1)
Краткий путеводитель по соционике (гл.1)
Белецкая И.Е.
Завершена небольшая книжка «Краткий путеводитель по соционике». Она для совсем-совсем новичков, которые только пришли в соционику и думают, с чего им начать ее изучение. В книге нет описания типов и интертипных отношений, она посвящена вопросу «Вот я узнал, что есть соционика и мой тип, и что теперь?» Книга пока в черновом варианте, будем выкладывать ее кусками на блог. Когда текст будет причесан, мы станем распространять книгу бесплатно, через интернет.
Просим всех неравнодушных принять участие в обсуждении и задавать свои вопросы. Если ваше участие/вопросы/комментарии помогут сделать книгу лучше, Ваше имя сохранится для истории в разделе Благодарности.
Надеемся на вашу помощь.
——-
Вступление
Если Вы читаете эту книгу, наверняка, уже слышали о соционике — науке, родившейся на стыке трех различных областей знания — психологии, информатики и социологии.
Наша книга в основном для новичков, т.е. для тех, кто делает первые шаги в соционике. С ее помощью вы узнаете, какими могут быть эти шаги, какие основные ошибки совершают начинающие, и как их избежать.
Глава 1.Для чего нам нужна соционика?
Что такое соционика? Коротко о главном.
Основательница соционики Аушра Аугустинавичюте [9] дала новой науке такое определение:
Соционика — это наука о соционе, соционной структуре общества и соционной природе человека, о разных типа информационного метаболизма и разных формах отношений между ними, о структуре и функционировании модели информационного метаболизма. [1]
В определении есть несколько незнакомых несоционикам слов, поэтому мы поясним? что имеется в виду.
Соционика родилась из типологии людей К.Г. Юнга [8], который выделил и описал 3 дихотомических психологических признака, по которым различаются люди.
Дихотомия — это способ классификации, когда событие или явление описывается двумя взаимоисключающими, несвязанными между собой понятиями, например, день и не день (ночь), мужчины и не мужчины (женщины) и т.п.
На основе открытых признаков Юнг выделил 23=8 различных способов (типов) восприятия действительности и описал соответствующие типы людей, которые воспринимают мир определенным образом, и, в результате, склонны к определенному поведению. Последователями Юнга в типологию был добавлен еще один признак, и она расширилась до 24=16 типов (на самом деле Юнг неявно описывал это признак в своих работах, но не включил его в классификацию как отдельный признак).
В соционике принимается, что есть 16 различных способов восприятия действительности (иначе называемых «типами информационного метаболизма» или, сокращенно, ТИМами) и, соответственно, 16 типов людей. Из-за разного восприятия окружающего мира (и в результате склонности к определенному поведению), между людьми разных типов возникают взаимоотношения, развитие которых в некоторой мере диктуется их ТИМами. Отношения между людьми, как ТИМами называются интертипными (ИО). Реальные взаимоотношения между людьми определяются не только ТИМом, но влияние ТИМа может быть очень велико. Мы еще вернемся к этому вопросу ниже.
Каждый из 16 ТИМов очень полно воспринимает из окружающего пространства лишь часть информации, каждый — свою. Вместе представители разных ТИМов за счет эффекта синергии* при определенных условиях способны улучшить качество восприятия и обработки информации.
*Синергия — суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующееся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде их простой суммы [10]
Но достичь совершенного, разностороннего и полного восприятия может лишь группа из 16 ТИМов — социон.
Восприятие информации каждым носителем ТИМа происходит по определенным законам, которые отражены в структуре модели ТИМа — модели А, названной так в честь ее открывательницы — Аушры Аугустинавичюте.
Как возник тип и для чего он нужен?
В процессе эволюции в животный мир пришел пол. Мужчины и женщины стали биологически разделяться по функциям: один пол — вынашивание и рождение потомства, другой пол — защита, добыча и пр. Двуполые виды эволюционировали, видоизменялись, приспосабливались к условиям окружающей среды быстрее, чем однополые. Также в процессе эволюции у достаточно высокоорганизованных существ сформировалась психика — способность реагировать на раздражители, которые напрямую не связаны с биологическими потребностями животного. Например, травоядное убегает от рыка хищника, хотя сам рык (звук) ничем не опасен. Психика позволяла моделировать внутри себя то, что произойдет снаружи в реальном мире. Это тоже ускорило эволюцию. А различия полов, конечно же, отразились и на психике.
Прошло много веков, появился человек. Психика человека гораздо более сложна, чем психика животных. И более сложна его деятельность. Чем дальше, тем больше деятельность усложнялась и дифференцировалась (разделялась). Все больше усиливалось разделение труда. Например, вождь постепенно стал не первым и лучшим из охотников, а тем, кто несет вполне определенные функции управления, и воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию он должен был уже иначе, уже не как простой, но сильный охотник. Постепенно выделились особые типы, особые психические склады, которые лучше приспособлены к определенной деятельности, лучше ориентируются в информации и ситуации определенного рода. Эти особенности закрепились генетически, и теперь человек, рождаясь, уже имеет один из психологических типов.
Как пол был одним из средств ускорения биологической эволюции — двуполые эволюционировали быстрее, чем однополые, так и соционический тип стал средством эволюции социальной. То, что человек, уже рождаясь, по своему психологическому типу (связанному и со свойствами нервной системы, и с телом) предрасположен к определенной деятельности, очень удобно для общества. Если человек не осознает себя, он сам, словно магнит притягивается туда, где может проявить свои сильные типные стороны. Там он будет наиболее эффективен и поэтому наиболее полезен для общества.
При этом гибкость человеческой психики позволяла людям с типами, чьи качества в настоящее время не очень востребованы все-таки приспосабливаться и выживать. Или пережидать до лучших времен. Которые вполне могли наступить уже во время их жизни.
Подводя итог написанному — мы считаем, что тип — особое устройство психики, зарождающееся вместе с зарождением человеческого общества, он служит для ускорения эволюции этого общества. И проявляется он, соответственно, в социуме и для социума — социуму для развития требуется деятельность человека каждого типа. Нам, людям, как индивидуальностям, тип не нужен. Он мешает нам на определенном этапе стать более совершенными, изначально задавая информационные стандарты восприятия и реагирования. И одновременно — нужен. Мы же социальные существа. Рождаемся, развиваемся и становимся взрослыми, уже намертво сросшись с остальным человеческим миром — миром людей, предметов, представлений. И чтобы мы об этом не забывали, каждый из нас способен охватить лишь 1/16 от всей красоты Мира, без Другого мы практически глухи и слепы. Понимание Другого, осознание Его картины Мира — Путь к расширению собственного видения Мира.
Какие глобальные задачи решает человек в своей жизни и как к ним применить соционику?
В течение всей жизни большинство людей решает две задачи: идентифицироваться с группой/обществом, «стать своим», принятым группой, полезным группе, с одной стороны, и найти себя, свой путь, свое дело, с другой стороны [6]. Так же как инь и янь, задачи эти противостоят друг другу и одновременно дополняют друг друга. В первой из них — общественное доминирует над личным, происходит полное слияние с группой и потеря индивидуальности (группа радуется и рукоплещет), в другой — личное доминирует над общественным, происходит полное отстранение от социальных ценностей, т.е. социальная дезадаптация.
Что выгодно отдельному человеку? Конечно, развитие своей индивидуальности и решение своих индивидуальных задач. В том числе, расширение своих типных границ. Что выгодно обществу? Сделать каждого члена общества оптимальным винтиком в общественной структуре, т.е. чистым типом. Конечно, общество может найти применение не только нашим типным свойствам, но очевидна безусловная выгода для общества от наличия в нем массы человеков-типов.
Может ли человек существовать без общества (одна полярность)? Нет, хотя бы потому, что, является существом общественным. И весь смысл его индивидуального развития в том, чтобы принести пользу этому самому обществу.
А может ли существовать человек-винтик, полностью поглощенный общественными задачами (другая полярность)? Тоже нет, иначе кто тогда будет эти задачи ставить и решать, кто внесет изюминку в привычные схемы?
Истина, как всегда, посередине. Как находятся в балансе инь и янь, так и здесь важен баланс между решением обеих задач — развитие индивидуальности для служения обществу.
Соционика дает нам ключи и к первой, и ко второй задаче.
Познав свои индивидуальные особенности восприятия, переработки и выдачи информации, человек может использовать их как инструмент для решения социальных задач.
Почему это получается не у всех?
Большинство из нас, услышав, что есть типы людей, поначалу испытывают восторг и душевный подъем. Становится понятно, откуда что берется и куда движется (вот почему у меня не получается это дело — тип не тот!), кто с кем и зачем (понятно, почему они развелись — плохие интертипные отношения!). И это в нас говорит наша социальная часть. Изучая и применяя свой тип, мы хотим идентифицироваться, ассоциироваться с типом. Но ошибочно думаем, что как раз занимаемся развитием своей индивидуальности. Задача стать понятным другим и самим себе, найти свое место, свою задачу — с помощью типа решается, но на социальном уровне. Индивидуальное здесь также присутствует, например, мы, наконец, понимаем, что люди могут быть другими и думать не так как мы. Но при этом мыслится, что другой, как и мы, не индивидуальность, а просто другой тип. Обычно, едва придя в соционику, человек не воспринимает тип, как индивидуальный инструмент решения личных задач, а неосознанно начинает полностью отождествлять себя и свой тип, стараясь даже жить, как положено типу.
Поэтому знание о типе часто не помогает в развитии, а, наоборот, тормозит. Вместо того, чтобы выделять свою личность — диссоциироваться — человек, наоборот, ассоциируется. А все потому, что изначально акценты расставлены неверно. Решая одну задачу, человек искренне полагает, что решает другую. И, естественно ожидает результатов в той области, к которой он пока даже и не приступал. Но не получает их и вскоре наступает разочарование.
Три глобальных области развития
В разные моменты жизни, люди могут развиваться в трех разных направлениях:
1. Индивидуальность — развитие индивидуальных качеств, просто как цель, без задачи включения в социум;
2. Социальная адаптация — слияние с социумом, включенность в социум для реализации его требований, без учета личных предпочтений человека;
3. Личность — развитие и использование индивидуальных качеств для служения обществу (на самом деле — сочетание первого и второго варианта).
Ни один из вариантов не является предпочтительным, если человек делает свой выбор осознанно, т.е в каждый момент, при принятии конкретных решений и совершении определенных действий, он знает, где он, кто он и зачем.
Но если человек мало осознан, что порой встречается, он отождествляется с каким-то одним направлением (обычно первым или вторым). А это, как правило, приводит к выбору неподходящих к конкретной области развития инструментов и, как следствие, к разочарованию в самих инструментах (например, в соционике).
Должен же быть выход? Как мне в этом разобраться?
Разграничим направления развития и методы для решения задач, характерных для этих направлений. Это позволит окончательно прояснить, в каких областях мы используем знания о нашем соционическом типе и каким образом (см. табл.1).
Таблица 1.
Направление |
Задачи |
Методы решения |
Применимость знаний о типе |
Развитие индивидуальности |
Открытие и развитие своих талантов и способностей (тип — один из них) для их дальнейшего развития |
Изучение информации о себе, в т.ч. о своем типе, разделение типного (соционического) и гендерного, типного и личного, исследование своих талантов в разных областях |
Знания о типе — как основной объясняющий конструкт поведения и реакций при анализе систематических успешных действий и систематических неудач. |
Частный случай — расширение своих типных границ |
Осознанная наработка дополнительного опыта по разным аспектам |
|
|
Социальная адаптация |
Эффективная коммуникация (карьера, семья, друзья) |
Грамотная подстройка к собеседнику, например, после определения его типа |
Через экспресс-диагностику типа и ведение беседы с учетом ТИМа собеседника |
Построение карьеры |
Выбор операциональной стороны деятельности в соответствии с врожденными предпочтениями (ТИМом), развитие слабых сторон для продвижения в карьере (при необходимости) |
Через детальное изучение сильных и слабых сторон типа для решения конкретных производственных и карьерных задач. |
|
Личность |
Реализация жизненной миссии (служение обществу) |
Поиск своего предназначения (духовные практики, специальные тренинги, работа с психологом- консультантом) |
Тип — как инструмент конкретной деятельности, когда путь уже найден. Актуален на начальном этапе. |
Как прикладная задача — выход за пределы типа |
Повышение энергетической емкости(мощности), развитие в себе специфических духовных качеств |
Необходимо внимательно изучить свои типные ограничения, чтобы с ними работать |
Единство трех областей или выход из внутреннего конфликта
Как сказано выше, при развитии только в одной из первых двух областей, человек сталкивается с определенными трудностями.
Если сделан упор на развитии индивидуальности, а это довольно часто бывает, когда человек посещает тренинги или изучает литературу, посвященную лидерству, личностному росту и развитию личной эффективности, в какой-то момент происходит утрата мотивации. Вроде и в контакте человек с самим собой, и чувствует, что хочется личностно расти и развиваться, но почему-то не хватает энергии, вчера желание было, а сегодня уже его уже и нет. Утрата мотивации, а с ней и энергии для действия, как правило, связаны с утратой смысла. На начальном этапе смыслом развития может быть само развитие. Но это, как правило, недолго (само «недолго» для всех имеет разный срок и зависит от особенностей личности). Потом человек уже не может удовольствоваться только само… но зачастую не знает, где найти то, что будет притягивать и давать энергию. Известно, что смысл — птица коварная, и гнездится она всегда вне человека, т.е. иными словами можно сказать, что смысл — это нечто большее чем то, что собой человек представляет. [4, 6] Он дает энергию для развития, для преодоления, для расширения. Но смысл всегда вовне. Т.е. в обществе. Если это направление не реализуется, нарастает внутренний конфликт.
В первом случае внутреннее доминирует над внешним. Мотивы лежат внутри. Во втором случае — наоборот. Внешнее доминирует над внутренним, мотивы лежат вовне.
Предположим, что сделан упор только на социальной адаптации, т.е. человек живет для общества, не понимая, что нужно лично ему. Постепенно происходит потеря ценности жизни и, в конечном итоге — потеря себя. Так часто бывает, когда человек, например, поглощается карьерой. Ситуацию довольно сложно изменить, т.к. сам человек глубоко убежден в том, что он идет по пути развития индивидуальности. В итоге он приходит к состоянию потери себя, т.к. не понятно, кто действует, и хорошо ли это для него.
Соединение этих двух однобоких подходов дает прекрасную возможность — развитие индивидуальности для высшего смысла служения обществу. Давайте посмотрим, в чем преимущества такого способа развития.
- Оптимум мотивации: индивидуальные потребности/запросы/задачи сочетаются с общественными, у человека есть не только смысл, но и он сам (т.е. тот, кто действует с его чувствами, ценностями и предпочтениями);
- Внутренние конфликты разрешены, человек доволен собой и своей жизнью, наполнен энергией для деятельности (здесь мы не имеем в виду только работу)
- Человек способен к установлению глубоких отношений с другими людьми.
Ой, как все сложно! А можно попроще? Например, счастливо жить вовсе без соционики
Конечно, можно, жили же вы как-то, пока не знали о ней.
Вот представьте, если человеку, слепому от рождения дать зрение. От непривычки он может захотеть вернуться назад в свой привычный черный мир. Но тогда он принимает решение — он знает, что есть мир, в котором у него гораздо больше возможностей, но этот мир — слишком сложный и пугает. И человек решает вернуться туда, где проще и привычнее.
Так же и со знанием соционики. Каждый решает сам углубляться ему дальше в соционику или забыть о ней как о страшном сне. И это решение вы можете принять прямо сейчас.
Решили углубляться? Перед углублением давайте подведем итоги, они нам пригодятся.
Итак, мы узнали, что:
— Наши жизненные задачи станут нам понятнее с повышением нашей осознанности. Она позволит подобрать для их решения задач подходящий инструмент.
— Тип — не только врожденное ограничение по восприятию информации, но и инструмент саморазвития с одной стороны, и инструмент для реализации задач, с другой;
Поэтому тип:
— обязательно нужно определить;
— детально изучить, в чем же он проявляется;
— в зависимости от выбранной области развития составить примерную схему использования типа, например, расширение своего типного репертуара (возможностей восприятия и реагирования) для продвижения в карьере или построения комфортных отношений и т.п.
Теперь поговорим о подводных камнях или основных ошибках, которые допускают новички в начале своей соционической карьеры.
—
P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.
хм. философская статья) крутые мысли.
а не обалдеют новички от такой информации?
многие мысли и мне даже вновинку).
интересно то что это прямо пионерский материал. никто так не пишет обо всем этом.
здорово.
Март 22nd, 2012 | #
Лена, а что именно может показаться сложным? Мы вроде о теории соционики стараемся по минимуму, чтобы не грузить, а просто наметить первые шаги. Тут даже запрос был такой — узнал, что мне делать :). К счастью, книга уже была.
Март 22nd, 2012 | #