Блог тренингового центра Белецких

Об индейцах, вине и соционике

Декабрь 13th, 2011

Об индейцах, вине и соционике
Белецкий С.А., Белецкая И.Е.

Знаете, у американских индейцев /а может не у индейцев, может, у папуасов или жителей острова Бора-Бора :) / есть способ избавиться от дискомфорта рутинной работы.

Например, крыши в домах у них кроются пальмовыми листьями, а это очень долго и нудно. И вместо того, чтобы крыть крышу, семья готовит еду, печет пироги, делает вино. Что конечно, веселее. :) А потом приглашают крыть крышу всю деревню, как на праздник.

Как по нам, похоже на соционику. :) Если мы, люди, не справляемся с какой-то трудной для нас задачей, соционика предлагает призвать дополняющего партнера (а можно нескольких, которые закроют разные стороны задачи). Что-нибудь подарив ему взамен. Ты мне, а я — тебе.

Работает? Да, но не всегда. Что делать, если ты перед задачей один и дополняющего рядом нет? Неужели все? Game Over?

Но ведь как-то справляемся. И не зная соционики и тем более зная ее. ИЭЭ уходит из юристов и становится копирайтером. Другой ИЭЭ остается юристом, но умудряется вместо перебора бумажек устроить так, чтобы заниматься делами в подзащитных в зале суда. И оба счастливы. А третий пробился через бумажную работу и стал руководителем и теперь, именно теперь (!) у него есть заместители, которые могут взять на себя большую часть нелюбимых и тяжелых для него обязанностей. Ну а четвертый грустит из-за своей нелегкой судьбы и пьет…

Как обычно, каждый выбирает для себя.

P.P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Удивительные свойства музыки Моцарта

Декабрь 12th, 2011

Удивительные свойства музыки Моцарта
Новогодний подарок от Г.А.Шульмана

Музыка Моцарта мобилизует все природные способности нашего мозга». (Гордон Шоу, нейробиолог и физик из США)

«Мощь Моцарта недоступна другим. Его музыка раскрепощает душу. Целебные свойства ее таковы, что делают Моцарта самым великим среди великих композиторов». (А. Томатис. Из книги «Почему Моцарт?»)

Многочисленные независимые исследования ученых, медиков и психологов всего мира доказывают, что музыка австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта (1756 — 1791 гг.) по сравнению с произведениями всех прочих композиторов оказывает на людей самое сильное оздоровительное воздействие. Более того, музыкальные произведения этого композитора способны творить просто невероятные вещи в плане исцеления людей от огромного количества самых разнообразных недугов. Но в чем же скрывается тайна той универсальной по спектру воздействия на человека исцеляющей энергетики, которой обладает только музыка Моцарта? Каковы «секретные механизмы» общепризнанного уникального лечебного эффекта именно этой музыки?

Стандартные «IQ-тесты» фиксируют реальное повышение интеллекта у людей после прослушивания именно музыки Моцарта. /Исследования американских ученых показали, что всего лишь 10-минутное прослушивание фортепианной музыки Моцарта повышает IQ («коэффициент интеллекта») людей в среднем на 8-10 единиц.

Как доказали европейские ученые, музыка именно Моцарта повышает умственные способности у всех без исключения людей, которые ее слушают (причем и у тех, кому она нравится, и у тех, кто ее не любит). /Даже после 5-минутного музыкального сеанса у слушателей заметно увеличивается концентрация внимания (сосредоточенность).

Люди, страдающие болезнью Альцгеймера, улучшают свои навыки при регулярном прослушивании сонаты для двух фортепиано до-мажор Моцарта.

Музыка Моцарта как никакая другая оказывает огромное влияние на лечение целого ряда серьезных болезней, среди которых есть и эпилепсия. Ученые экспериментальным путем определили, что звуки сонат Моцарта (особенно соната К 448) способны купировать эпилептические припадки (уменьшить количество эпилептических атак).

В одном из экспериментов, проводимых профессором Джоном Дженкинсом (США), больным, страдавшим серьезными неврологическими заболеваниями, в индивидуальном порядке дали прослушать всего лишь 10-минутный фрагмент одного из музыкальных произведений Моцарта, после чего практически у всех этих людей на какой-то период времени заметно улучшалась способность выполнять тонкие движения рук.

В клиниках Швеции роженицам дают слушать музыку Моцарта, т.к. шведские ученые и медики убеждены, что именно она помогла им резко снизить в своей стране раннюю детскую смертность.

По утверждениям авторитетных специалистов мирового уровня, музыка Моцарта помогает избавиться от любых душевных проблем, улучшает речь и слух. /Если во время еды ежедневно слушать спокойную музыку Моцарта — исчезнут многие проблемы с пищеварением.

Как отмечают ведущие сурдологи (специалисты по дефектам слуха) и логопеды мира, наличие в музыке Моцарта обилия звуков высокой частоты делают ее наиболее целебной среди всей классической музыки. /Во-первых, высокочастотные гармонизированные звуки укрепляют микроскопические мышцы среднего уха. Во-вторых, звуки частотой от 3 000 до 8 000 Гц и выше вызывают наибольший резонанс в коре головного мозга, что способствует улучшению памяти и мышления.

В числе больших поклонников творчества Моцарта — знаменитый врач-отоларинголог Альфред Томатис (г. Париж, Франция). Одним из его пациентов был юный Жерар Депардье — будущий прославленный французский киноактер. В ту пору — в середине 60-х гг. ХХ в. — молодой и пока никому не известный артист приехал покорять Париж, и у него были бы для этого все шансы, если бы не серьезные проблемы с его речью (сильнейшее заикание) и памятью. А. Томатис в ходе первого же медицинского осмотра Жерара определил, что у него серьезные проблемы с правым ухом, и посоветовал ему в ближайшие месяцы ежедневно по 2 часа в день слушать музыку Моцарта. Результат этих самостоятельных сеансов музыкотерапии был просто потрясающим! Жерар Депардье полностью и навсегда избавился и от дефектов правого уха, и, от заикания, и от проблем с памятью, что позволило ему стать в будущем великим киноактером мирового уровня. /Сам Ж. Депардье спустя годы после своего чудесного выздоровления сказал следующее: «До встречи с Томатисом я не мог произнести до конца ни одного предложения. Он помог придать завершенность моим мыслям, научил меня синтезу и пониманию самого процесса мышления».

Всему миру известен хрестоматийный случай, когда музыка Моцарта в буквальном смысле «подарила» человеку жизнь. 78-летний тяжелобольной маршал Ришилье Луи Франсуа де Виньро, будучи уже на смертном одре, за несколько минут до своей очевидной и неизбежной кончины попросил исполнить свое последнее желание в этой жизни — чтобы при нем сыграли его любимый концерт Моцарта. Вскоре после того, как музыка отзвучала, с маршалом произошло настоящее чудо! Смерть отступила, и он буквально на глазах окружающих пошел на поправку. В этого человека каким-то неведомым образом быстро вернулись жизненные силы, и в итоге он прожил в полном здравии еще 14 полноценных лет, дожив до 92-летнего возраста.

В Канаде струнные квартеты из специально нанятых музыкантов играют на городских площадях музыкальные произведения Моцарта, чтобы, как считают авторы этой идеи, упорядочить уличное движение и тем самым снизить количество аварий.

P.P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Разнокомфортные интертипные отношения

Ноябрь 24th, 2011

Разнокомфортные интертипные отношения
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.

Мы рассмотрели, какие особенности информационного метаболизма влияют на интертипные отношения (ИО) ( http://www.beletskie.ru/wp/?p=655). Определили, что в том числе и в зависимости от степени комфортности интертипных отношений формируется наша самооценка (http://www.beletskie.ru/wp/?p=669 ).

Также мы писали, что в зависимости от степени осознанности человека, ИО могут проявляться ярче или слабее и, соответственно, с разной степенью комфортности. Зависимость здесь обратная — чем человек осознаннее, тем меньшее влияние оказывает ТИМ, тем слабее проявляются интертипные отношения, и тем комфортнее отношения в паре.

Ниже мы поговорим о том, как комфортность ИО зависит от того, какие типы составляют пару.

Известно, что атмосфера на встречах разных квадр сильно отличается. Это как будто очевидно, ведь квадральные ценности — разные. Но эти квадральные ценности определяются именно полюсами признаков, одинаковых для всех типов квадры. Получается, что общность полюсов признаков в группе людей приводит к формированию в группе некой среды. И эта среда влияет на то, как будет протекать общение, как будут разворачиваться взаимоотношения. Значит, комфортность тех же дуальных отношений в среде, например, 1-й и 2-й квадры разная. Одни виды взаимодействий будут комфортнее дуалам 1-й квадры, другие — дуалам 2-й квадры.
Но общими в группе людей могут быть полюса любых признаков, не обязательно квадральных. Да и группа может состоять всего из двух человек. И на особенности проявления и на степень комфортности отношений также влияют признаки, которые в этой паре общие.

Рассмотрим все 15 признаков Рейнина и определим, каким образом их совпадение влияет на качество ИО в паре. Заранее предполагаем худшее: :), а именно, что осознанность людей невысока и взаимоотношения в значительной степени определяются ИО.

1. Экстраверсия- интроверсия.
В паре экстравертов, все процессы проявляются более ярко и нарастают быстрее. А так как они более заметны, в случае необходимости их легче корректировать. Но это только из-за того, что процессы на виду, а не потому, что экстраверты более сговорчивы.
В паре интровертов, процессы более скрыты (по крайней мере — от посторонних глаз) и нарастают медленнее. Т.к. партнеры в определенной степени погружены в себя, они менее склонны замечать и учитывать Другого.

2. Логика — этика.
В паре логиков любые отношения достаточно жесткие, т.к. они строятся «по правилам», поэтому больше и непримиримости — «истина дороже», но больше и шанс выработать такие правила, по которым в отношениях партнеры будут друг другу уступать, принимать друг друга, действовать по определенной схеме. Вслед за позитивным опытом подтягиваются и удовольствие от общения и новые, более глубокие чувства.
В паре, где оба этики, отношения, как правило, всегда мягче, т.к. оба партнера чувствуют состояние друг друга. А вот эмпатии может и не быть — здесь все зависит от личных качеств и, в конечном итоге, степени стервозности каждого участника :). Не подумайте, что стервозность — этическое качество. Им могут и логики обладать в полной мере. Но логикам оно мешает договариваться, а этикам — чувствовать Другого.

3. Сенсорика-интуиция.
В паре сенсориков все процессы окрашены борьбой за территорию и, иногда, за власть. Хорошо, если оба — логики и смогут договориться, где чья сфера компетенции пролегает и где заканчивается. Иначе люди обречены всю жизнь бороться за пространство и верховенство. Этики-сенсорики в силу своей обидчивости (воспринимают все происходящее, как имеющее отношение к ним лично) как правило уступать не очень склонны… Зато в паре отлично решаются бытовые вопросы и вопросы комфорта, если им вообще уделяется внимание :. В паре сенсориков оба партнера внимательны к потребностям друг друга (на физическом и социальном плане).
В паре интуитов могут возникнуть проблемы, связанные с нежеланием принимать на себя ответственность. В целом отношения более мягкие, поскольку отсутствует борьба за власть, и интуиты более тонко чувствуют особенности и духовные запросы партнера.

4. Рациональность — иррациональность.
Если в паре рационалов представления о том, как должно, совпадают, то оценки ситуации будут идти под одним полюсом, под общим градусом :). И отношения будут комфортными. Иначе… жуть! Каждый будет оценивать другого по разным критериям и на перестройку решетки восприятия может потребоваться значительное время.
Иррационалам, чтобы быть вместе, также стоит научиться подстраиваться под ритмы друг друга. У одного пошла волна (всплеск активности, творчества, желания и т.п.), а другой не готов… В этом смысле иррационалам подстраиваться под партнера гораздо сложнее (речь идет о совместной деятельности). Но легко воспринимать партнера без оценок — так, как есть.

5. Статика — динамика.
Отношения двух динамиков более гибкие, но поскольку оба партнера достаточно изменчивы — и в плане настроения, и в плане желаний — им сложнее достигать совместных целей.
В паре статиков — наоборот. Поставив однажды цель, статик не будет ее постоянно пересматривать, не будет постоянно пересматривать и способы ее достижения. Но отношения более жесткие, т.к. войдя в одно состояние, статик (даже иррациональный) определенное время из него не выходит.

6. Процесс — результат
Полное понимание, если у результатеров есть согласие относительно желаемого результата, а у процессоров — относительно характеристик (особенностей) процесса, например, длительности, качества и т.п.

7. Конструктивизм — эмотивизм.
В паре эмотивистов отношения шумные, насыщенные обменом эмоциями, как положительными, так и отрицательными: гнев — так на полную катушку, радость — тоже. Про них, наверное, говорят: «Милые бранятся, только тешатся». Эмоции вспыхнули и улеглись. Особой глубины проживания чувств у эмотивистов мы не наблюдаем. Оба партнера могут уставать от эмоциональных вспышек.
У конструктивистов наоборот. Эмоциональная глубина, погружение в чувства, общие воспоминания — все это есть. Оба могут страдать из-за необычайной остроты переживаний — каждый раз как по лезвию бритвы. Обиды также как и радости помнятся долго… прощаются нелегко.

8. Стратегия — тактика.
В паре стратегов обычно возникают сложности с достижением цели (см. пример в статье «Эти ‘хорошие’ интертипные…» http://www.beletskie.ru/wp/?p=655). У тактиков — наоборот. Не понятно, куда пара движется. Если эти вопросы общей цели решены или не привлекают внимания, то этот признак не влияет на отношения.

9. Квестимность — деклатимность.
Когда оба партнера — деклатимы и при этом — адекватные, воспитанные люди, признак не оказывает существенного влияния. Один высказался, потом второй высказался — нормальное общение. :)
В паре квестимов вообще редко возникают сложности — идет обмен репликами, и даже если партнеры друг друга перебивают, как правило, это не оказывает существенного влияния.

10. Позитивизм — негативизм
Два позитивиста могут испытывать неосознаваемые сложности с формированием адекватной (полной, всесторонней) картины мира. Это может затруднить продвижение пары в социуме, но на качество отношений, как правило, не влияет.
Два негативиста также существуют гармонично. Оба знают, что в ситуации всегда чего-то не хватает, главное — договориться, как это недостающее получить, но здесь влияют уже другие признаки.

11. Уступчивость — упрямость.
Паре уступчивых легко существовать гармонично, если договорились об уважении ресурсов партнера (сначала их обозначили, конечно).
Также и паре упрямых, если есть уважение к интересам другого.

12. Беспечность — предусмотрительность.
Здесь все зависит от того, как распределены в паре полюса признака сенсорика — интуиция. При одноименном полюсе (оба партнера сенсорики или оба интуиты) сложностей практически не возникает. Беспечные интуиты по любому поводу изобретают велосипед, а беспечные сенсорики стараются предусмотреть ВСЕ (а вдруг чего). Предусмотрительные интуиты используют связи всего со всем, а предусмотрительные сенсорики опираются на «лучшие образцы».
Если полюса сенсорики и интуиция в паре разные (например, у дуалов), то сложности, практически, неизбежны. Новое решение в новой ситуации у беспечного сенсорика достаточно слабо учитывает особенности ситуации (ЧИ мерность 1), а спектр вариантов беспечного интуита перегружает и настораживает. У предусмотрительных также не все гладко. Предусмотрительные сенсорики действуют в рамках собственного опыта, с опорой на «лучшие образцы», тогда как предусмотрительные интуиты ищут возможности использования общечеловеческого опыта.

13. Решительность — рассудительность
Внутри пар именно по этому признаку конфликтов, как правило, не возникает. У обоих партнеров схожие сексуальные программы, схожи ритмы занятости-отдыха и представления о комфортной форме общения.

14. Субъективизм — объективизм.
В паре объективистов могут возникать конфликты, если индивидуальные платформы (системы ценностей) по значимым вопросам расходятся. Для их согласования требуется позитивный опыт такого согласования у обоих партнеров, а также желание согласовывать и даже порой пересматривать свою позицию.
В паре субъективистов к мнению партнера относятся уважительно, как имеющему право на существование. Но сформировать единый подход (например, по вопросу воспитания детей) бывает достаточно сложно, каждый придерживается своей точки зрения, считая, ее равно ценной с точкой зрения партнера.

15. Аристократия-демократия.
В паре демократов без дополнительных усилий гармонично происходит индивидуальное развитие каждого партнера. При этом групповым задачам уделяется значительно меньше внимания, в том числе — и формирования общего для пары пространства.
В паре аристократов — наоборот. Гармонично происходит формирование общего пространства (команды), тогда как стремление одного или обоих партнеров к индивидуальному развитию может восприниматься, как желание выйти из команды.

Таким образом, мы видим, что в зависимости от того, какие общие полюса признаков в паре, интертипные отношения будут проявляться особым образом — жестче, мягче, гармоничнее и т.п. Для формирования комфортного пространства в паре необходимо не только изучать информационные особенности — свои и партнера, но и учиться встраивать эти знания в реальную жизнь. Конечно, поначалу это выглядит и ощущается немного напряженно и навязчиво. Да и постоянно пребывать в состоянии осознанности не так-то просто. Зато потом, когда накопится позитивный опыт разрешения сложных ситуаций, отношения станут намного лучше и будут давать энергию для достижений!

————————————

P.S. Вчера у нас был очередной семинар «Практика типирования» и девушка-типируемая поделилась прочитанным на одном из соционических форумов. Оказывается, женщины Бальзаки никогда не выходят замуж. Им сложно найти партнера, т.к. у их дуалов и так огромный выбор :). Она вроде бы не до конца в это верила, но оказаться Бальзаком все равно опасалась. :)

И стало нам как-то совсем грустно. Либо автор постинга не понимал, что писал, либо ляпнул торопливо, что-то дельное имея в виду. Но ведь не выяснишь, не исправишь.

Очередной раз подумаешь, стоит ли так уж доверять популярным книгам и форумам. Подцепишь иной раз уверенно высказанное утверждение и вместо того, чтобы открыть себе новые горизонты, усадишь себя в клетку. «Такой тип хороший, им быть нормально, а такой — плохой, им быть просто ужас! А если мы не дуалы, то лучше сразу повеситься!»

Выход, конечно, есть. Обучаясь в группе на соционическом тренинге можно спросить у настоящей живой девушки Бальзака, как влияет ее тип на ее отношения и получить ответ. Вероятно, он не совпадет с ответом из книжки. Возможно, он поможет понять, почему в книжке написано именно так. В любом случае это будет живой настоящий ответ на важный для вас вопрос…

P.P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Цыпин П.Е. Результаты социологического исследования «Влияние соционической информации на самооценку»

Ноябрь 19th, 2011


Предлагаем Вам статью по результатам небольшого исследования о влиянии соционической информации на самооценку. Исследование проводилось Павлом Цыпиным несколько лет назад и уже тогда было видно, как странно влияет чтение описаний и популярной соционической литературы на самооценку.

Еще одно подтверждение, что при чтении соционической литературы без специального обучения, без передачи знаний учитель-ученик можно подхватить кратковременную эйфорию, а можно — заворот мозгов.

Результаты социологического исследования «Влияние соционической информации на самооценку»
П.Е. Цыпин

Работая со студентами, мне регулярно приходится знакомить их с соционикой. Реакция на соционическую информацию у каждого своя: некоторые в восторге от своего новообретенного ТИМа, другие, напротив, разочарованы, третьи вообще не чувствительны к сведениям психологического характера.

Интересно проследить, меняется ли отношение человека к себе и к своим возможностям после ознакомления с ТИМом и его характеристиками. Также интересно, насколько коррелируют с ТИМом реакции на соционическую информацию. Для прояснения этих и иных вопросов было предпринято социологическое исследование.

Оно проводилось с помощью анкеты, состоящей из четырех простых вопросов:

1. Как изменилась после ознакомления с ТИМом Ваша самооценка?
А. Повысилась
Б. Снизилась
В. Не изменилась

2. Нравится ли Вам Ваш ТИМ?
Да
Нет

3. Хотели бы Вы иметь другой ТИМ?
Да
Нет

4. Как Вы оцениваете Ваши перспективы и возможности с учетом ТИМа?
А. До знакомства с ТИМом выше, чем после
Б. До знакомства с ТИМом ниже, чем после
В. Одинаково

Скачать статью полностью >>>

Сайт автора: http://real-socionics.ru

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

ТИМ, интертипные и самооценка

Ноябрь 15th, 2011

ТИМ, интертипные и самооценка
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.

Эта статья — продолжение статьи «Эти ‘хорошие’ интертипные» http://www.beletskie.ru/wp/?p=655.

Здесь мы рассмотрим, как именно влияют тип и интертипные отношения на качество жизни человека, определим характер этого влияния, области влияния, а также наметим как выйти из под этого влияния.

Тип информационного метаболизма (ТИМ) как способ информационного взаимодействия с реальностью существенно ограничивает человека — лишь определенная, незначительная часть информационного потока воспринимается нами в полном объеме и, следовательно, адекватно.

Вследствие этого, у каждого из нас могут возникать сложности во взаимоотношениях с окружающими — у каждого свой информационный обмен со средой, и это приводит к неполному пониманию в личных и рабочих отношениях. Из-за чего возникают недоверие и напряжение.

Сложности возникают и с выстраиванием адекватного представления о себе и своих отношениях с миром и окружающими людьми, т.е. с самооценкой. С одной стороны из-за информационных ограничений наше представление о реальности неполное (но каждый из нас искренне убежден в том, что воспринимает весь информационный объем, некоторые продолжают так считать даже после изучения соционики). С другой стороны, мы получаем обратную связь от окружения, которое оценивает наше поведение и наши реакции, но уже через призму своего восприятия, которое также не совершенно. Их восприятие нас расходится с нашим (тоже несовершенным) и возникает путаница или диссонанс в самооценке.

Самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств и чувств, достоинств и недостатков. Самооценка для нас — членов социума, чрезвычайно важна. Адекватное представление о себе самом способствует личному развитию и достижениям. И, поскольку большую роль в формировании самооценки играют оценки окружающих, очень важно представлять, как эти оценки повлияли на наше представление о себе.

Формирование самооценки начинается в детстве. Есть два пути/способа:

1. Оценка себя на основе собственного опыта по факту развития событий и накопление успешных или неуспешных свершений. Например, когда человек ходит по квартире, он постоянно не вписывается в повороты и задевает мебель. И сам себя оценивает, как человека, который не в ладах с пространством. Но может принять это спокойно, как факт.
2. Оценка нашего опыта окружающими — родителями, учителями, сверстниками. Человеку из предыдущего примера говорят сначала родители, затем знакомые: «Какой ты неловкий!» Теперь на факт накладывается оценка окружающих «Я неловкий по сравнению с другими и это — плохо!»

Представим процесс формирования самооценки в виде складывания само-оценок (п.1) и оценок окружения (п.2) в общий мешок :). Если в общей доле доминирует количество оценок из п.1 — т.е. действительно САМО-оценок, ребенок, как правило, формирует адекватное представление о себе, приобретая жизненный опыт и научаясь преодолевать трудности и исправлять ошибки. К сожалению, так бывает достаточно редко. Родители, желая своему чаду исключительно добра и не обладая достаточными знаниями по психологии, с позиций своего воспитания, опыта и информационного метаболизма склонны оценивать опыт ребенка — позитивно или негативно. Сама внешняя оценка, на наш взгляд, вредна, причем, как негативная, так и позитивная. Она лишает человека шанса самостоятельного вынесения суждения о себе, а также, автоматически, от ответственности за свои суждения и действия. Осознанность и соотнесение с собой заменяются на соотнесение с внешними оценками.

В каждом нашем мешке, как правило, присутствуют оба способа оценивания. Важно их соотношение.

Самооценка, сформированная преимущественно на основе собственного опыта, позволяет человеку осуществлять выбор, сохраняя свои ценности и свое внутреннее пространство и ухаживая за ними. Такой человек более осознан, он постоянно фиксирует свой опыт и встраивает его в свою систему ценностей. Он четко знает, чего хочет от жизни и умеет преодолевать трудности, связанные с достижением цели. И цели его адекватны его возможностям.

Самооценка, сформированная преимущественно на основе оценок окружения, делает личность зависимой. Человек регулирует свое поведение, исходя из ожиданий окружения, из потребности стать лучше, соответствовать (при заниженной самооценке) или имеет высокие претензии, полностью отвергает мнение окружения, даже действует наперекор (при завышенной самооценке). Желание избежать внешних оценок часто ставит человека в положение защищающегося. Проявить агрессию по отношению к родителям маленький человечек не может, поэтому формируется другая форма защиты — уход от деятельности. Постоянное оценивание неудач и фиксация внимания родителей на этом формирует у ребенка стремление вообще ничего не делать, чтобы не получать раз за разом этих обидных оценок. Завышенная самооценка также вредна, т.к. ожидания человека от мира и себя самого не совпадают с реалиями.

Если самооценка неадекватна, у человека постепенно формируется сильная обида на жизнь в целом и на ближайшее окружение, в частности. И в случае завышенной самооценки, и в случае заниженной, человек считает, что чего-то от жизни и окружения недополучает. В случае заниженной самооценки — в силу того, что он недостоин (материальных благ, хороших отношений, любви и принятия и т.д.), а в случае завышенной — потому что ему, такому хорошему, не хотят этого дать. Конечно, это приводит к конфликтам внутренним и внешним.

С возрастом эти неразрешенные конфликты накапливаются и формируют у нас привычное поведение и привычные эмоциональные реакции. Поскольку природу и причины их возникновения мы давным-давно забыли и вытеснили из нашего сознания, в состоянии «здесь и сейчас» мы редко задумываемся, почему действуем именно так или почему испытываем именно эти чувства. Часто это приводит к каскаду нерешенных повторяющихся ситуаций. Например, когда раз за разом разрушаются отношения, а, вступая в новые, человек сталкивается с теми же проблемами, что и в прошлых. Или не идет карьера. Или каждый раз что-то мешает добиться того, чего хочется.

При неадекватной самооценке наша психика старается защитить нас от осознания того, что мы сами действуем и реагируем так, чтобы продолжать подкреплять наше традиционное защитное представление о себе самом, сформированное в детстве. И лишь накопив большое количество повторяющихся ситуаций, мы способны посмотреть на процесс со стороны и уйти от привычного реагирования. Увидеть свою роль в нем, увидеть свои неконструктивные реакции и способы защиты. И дать им соответствующую оценку. Чаще — негативную. Этот кризисный момент рано или поздно (в зависимости от степени осознанности) возникает в жизни каждого из нас, и он становится переломной точкой, точкой перехода.

Кто-то, осознав свои привычные способы реагирования, начинает активно работать над их изменением и улучшением качества жизни. Таких людей немного. Ведь для изменений нужен ресурс, энергия, а большинство не знает, где и как его взять.

Даже осознав свою ситуацию, люди часто не находят сил для изменений, особенно это характерно для людей с заниженной самооценкой. Основные причины мы видим в том, что:

1. Люди часто не знают, какое поведение в конкретной ситуации будет более конструктивным, а делать неудачные попытки и экспериментировать не хочется — и они продолжают жить «по накатанной».

2. Прошлые обиды и боль настолько сильны, что человек просто не может переключить внимание на что-то другое, постоянно возвращаясь к анализу прошлых ситуаций — с родителями, с мужем/женой, на работе и т.п. и находя им подкрепление в ситуации сегодняшнего дня. Например, с ребенком не очень уважительно обходились в детстве. Он обижался и страдал, но в глубине души считал, что сам виноват во всем (дети часто так думают, т.к. признать, что родители к ним недостаточно внимательны, очень больно). Будучи взрослым человеком, он любую критику склонен воспринимать как неуважительное отношение, с обидой. Проблема в том, что обида настолько сильна, что не позволяет ему взглянуть на ситуацию в целом, со стороны. Хотя в его сознании и присутствуют проблески адекватного оценивания своей роли в происшедшем, исправить ситуацию сложно, т.к. весь эмоциональный ресурс поглощает обида и самоедство — вот я такой плохой и недостойный (по-прежнему).
Что делать и где взять ресурс?

Сначала наши рекомендации, что делать:

У каждого из нас есть определенный способ переработки информации (ТИМ), а с окружающими людьми возникают определенные интертипные отношения. Мы склонны ожидать от окружения «удобного» для нас поведения — понятного и простого. И окружение склонно ожидать от нас… того же. Эти ожидания не выполняются, мы обижаемся, защищаемся, иногда успешно, иногда — нет.

Чтобы выбраться из этого круга обид, нужно признать, что наши обиды на окружение и жизненные ситуации — в прошлом. Частично они имеют информационный характер (см. http://www.beletskie.ru/wp/?p=655). А когда нам понятны причины наших успехов и неудач, а также причины завышенной или заниженной самооценки — все в наших руках. Можно лить горькие слезы из-за того, что достался «плохой тип» (при этом слезы льются из-за самых разных типов :)) и такие «плохие» интертипные отношения с окружением. И вообще — угораздило же родиться!… А можно взять ноги в руки и, изменяя собственное восприятие ситуации, идти вперед к улучшению качества жизни.

Что конкретно для этого можно сделать:

1. Осознанность, осознанность и еще раз осознанность. Это достигается, например, через самонаблюдение и/или медитативные техники. От уровня осознанности зависит качество восприятия. Мы можем упустить значимую информацию или неверно ее интерпретировать только по тому, что не были включены в процесс, и это практически не зависит от типа.

2. Внимательно изучить свой ТИМ и соционику в целом, как инструмент самопознания.

  • Самопознание мотивов своих и другого, осознанность в проявлениях, даже если они являются информационными автоматизмами. Это позволит осознать и принять свои сильные и слабые стороны, сформировать адекватное представление о своих возможностях «здесь и сейчас», а также осознать и наметить пути развития своих возможностей (если это необходимо).
  • П.1 позволит взглянуть на себя глазами другого человека и осознать его мотивы — в деятельности и по отношению к Вам. Это поможет с одной стороны улучшить отношения, сделав их более доверительными, с другой стороны — поможет выровнять самооценку за счет осознания того, что другой человек видит мир и Вас, в том числе, только в узком секторе.

3. Узнать как другие индивидуальные и личностные черты (например, пол, система ценностей и др.) влияют на наши мотивы и мотивы других людей.
Многим удается все это осознать без особого труда. Гораздо сложнее найти ресурс для изменений. И очень важно грамотно оценить, способны ли мы справиться самостоятельно и с помощью близких или нам нужна помощь специалистов, чтобы сформировать адекватную позицию по отношению к ситуации и освоить на практике конструктивные способы реагирования. Это могут быть тренинги или консультации психологов — кому что комфортнее.

Есть несколько шагов, следуя которым, можно найти ресурс для изменений и для жизни вообще.

Первый шаг — осознать какое это чудо, что мы вообще живем и можем наслаждаться красотой этого мира. Один из самых простых способов — больше быть наедине с природой.
Далее, ощутив чудо жизни, мы найдем в ней глубокий смысл — и в радости, и в печали. Просто, обращаясь к каждой ситуации, задавайте себе вопрос: «А чему это учит меня? Как это развивает меня? Какой в этом для меня смысл?»

Это повысит и осознание, и осмысленность и энергетическую заряженность каждого момента. Как результат — это позволит нам выстроить доверительные отношения с окружением, еще глубже ощутить ценность жизни. И даст ресурс для того, чтобы быть: быть самим собой — хорошо к себе относиться и ухаживать за своими ценностями, а также быть в отношениях с другими людьми и миром, хорошо к ним относиться и уважать их ценности.

Постепенно старые негативные программы будут вытесняться новыми, более конструктивными, мир заиграет новыми красками, и вы начнете получать радость. Буквально от всего :). Тогда и наши упражнения не понадобятся!

P.S. В следующем выпуске рассылке мы предложим вашему вниманию статью московского соционика Павла Цыпина. Он провел исследование влияния соционической информации на самооценку людей различных типов . Интересная работа, рекомендуем ознакомиться, особенно тем, кто изучает соционику по описаниям типов :).

P.P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

О сверке понятий в соционике

Ноябрь 9th, 2011

О сверке понятий в соционике
Белецкий С.А., Белецкая И.Е.

Вчера мы получили письмо от НИИ соционики с предложением присоединиться к их проекту «Соционические функции и аспекты». Мы знаем, что НИИ соционики произвел массовую рассылку подобных писем соционикам.

К проекту мы не присоединимся, и считаем необходимым изложить здесь свою позицию.

Она состоит из двух частей.
1. Наши соображения, почему организованный таким образом процесс не имеет ни научности, ни смысла и несет больше вреда науке, чем пользы отдельной школе — организатору
2. Наши предложения, как процесс сверки понятий возможно организовать, чтобы польза все-таки была — и науке, и всем участникам процесса.

Итак, соображения.

Можно ли считать научным подход, когда за 3 часа несколько человек путем записи на флипчарте и голосованием (подписью на листочках с оплатой за семинар) принимают одно из базовых положений науки? На что это больше похоже — на изложение позиции или на реальное согласование понятий?

Мы согласны с тем, что давно пора каждой школе соционики свои позиции по базовым понятиям изложить, кто-то это уже сделал, в книгах и статьях, кто-то пока нет. Потом можно и согласовывать.

Процесс сверки — дело затяжное и ресурсоемкое, это очевидно для всех, кто когда-либо занимался наукой и постановкой научного эксперимента, в частности. Но если ресурсов для серьезной работы не хватает — зачем тогда затевать?

Цитата с форума НИИ Соционики: http://www.socionics.ru/forum/viewtopic.php?f=47&t=253
Ирина Эглит (Школа Системной Соционики)
Я предлагаю дать теоретическое определение каждого аспекта. Это как минимум.
Второе предложение: продумать и провести эксперимент по наполнению аспектов.
Виктор Прокофьев (НИИ соционики):
Со своей стороны мы не считаем, что эти варианты могут быть реализованы в ближайщее время.
По крайней мере у нас на проведение подобных масштабных работ пока нет достаточных ресурсов.

А если нет ресурсов зачем тогда все остальное? Просто собрать на свой семинар два-три десятка человек, большинство из которых не занимается соционикой профессионально? Выступить с докладами, собрать подписи, что все согласны… Окей, каждый имеет право. Но к чему тогда громогласно рапортовать об успехах с рассылкой писем и сообщений на форумах, что «пошел процесс» сверки понятий по соционическим аспектам? В чем польза такого действа, кроме пиара конкретного бренда? 😉

О подписях. Действительно ли все представители школ и присутствующие поставили подписи под _списком содержания аспектов_, а если да, то понимали ли люди, что за бумагу им вручают на подпись? Очень применчателен случай с Владимиром Львовым, который расписался в списке участников (с указанием собираемых сумм оргвзносов) и затем с удивлением узнал, что эта подпись означает согласие с содержанием аспектов. :) Пришлось ему в отдельном письме открещиваться «У меня слишком глубокие идейные расхождения с этим документом, скорее даже в подходе, чем в трактовке». Интересно, сколько еще человек из помещенных на сайте в списке подписавшихся под «согласованным списком аспектов» расписались всего лишь за то, что сдали 300 р.? 😉

Это все мелочи, на первый взгляд. Там не согласовали, там не ту бумагу дали на подпись, там недопоняли, там не хватило, здесь торопливо рапортовали… И снова вопрос, в чем смысл для соционики, если процесс согласования базовых положений будет происходить в такой форме?

Инициатива НИИ соционики похвальна, но…
Еще в далеком 2007 году мы предлагали НИИ Соционики провести работу по сверке содержания основных соционических понятий, в т.ч. аспектов. Организовать «соционический круглый стол» между разными соционическими школами. Пригласить всех практикующих социоников, совместно выбрать регулируюший орган, и проводить обсуждение по каждому понятию, с обоснованием, с примерами, с практикой диагностики. До тех пор, пока каждое конкретное содержание каждым конкретным социоником не будет принято. Олег Хрулев обещал оказать этому проекту информационную поддержку в виде специального ресурса. Это похоже на то, что делается сейчас, но за рядом исключений. Во-первых — длительность процесса согласования. 8 аспектов за три часа — комментарии излишни.:) Во-вторых, мы предлагали делать именно круглый стол, у которого есть ведущий — модератор и все участники на равных, хотя инициатива, безусловно, принадлежит тем, кто ее проявил и кто вложился в подготовку. Честь им и хвала :). В-третьих — круглый стол людей, занимающихся практической деятельностью в русле науки — в том числе, выработкой теоретических обоснований и проверкой их на практике, или демонстрационный семинар с докладами для заинтересованной аудитории любителей — как нам кажется, имеют разный вес и разную значимость. Поэтому радостный возглас В.Прокофьева «Процесс пошел!» нас немного удивил и озадачил, т.к. Виктор, непосредственно участвовал в подготовке того, 2007 г круглого стола. Процесс действительно пошел, но пока неясно куда… :)

Мы-по прежнему считаем, что сверка понятий необходима, но в том виде, в котором ее пытаются проводить сейчас, она не имеет смысла.

Теперь наши предложения.
1. Процесс сверки понятий должна возглавить известная и достаточно независимая организация. На наш взгляд ей может быть Международный Институт Соционики (МИС). Организация достаточно авторитетная, заинтересованная в продвижении соционики и многократно доказавшая это на практике.
2. МИС проводит сертификацию, присваивая степени бакалавра, магистра и доктора соционики. Выпускники многих школ сертифицируются в МИС, а, значит, признают его роль, как координирующего центра. В МИС существует Ученый Совет, в который входит большинство действующих докторов соционики. Именно МИС проводит крупнейшую ежегодную конференцию по соционике. Учитывая наш опыт 2007 года, нам кажется очевидным, что сверка понятий должна идти не с уровня отдельной школы, а с уровня координирующего центра, которым в настоящее время и является МИС. В том числе — по форме.
3. Принимать участие в обсуждении могут те, кто имеет сертификат от МИС. Возможно, даже не бакалавра, а только магистра или доктора. Так
а) уменьшится количество участников, что упростит процесс принятия решения
б) повысится качество обсуждения и решения
4. Мы полностью поддерживаем предложения Ирины Эглит:
«Я предлагаю дать теоретическое определние каждого аспекта. Это как минимум.
Второе предложение: продумать и провести эксперимент по наполнению аспектов.»
Безусловно, теория дает основу для проведения эксперимента. И мы считаем, что не голосование на семинаре одной школы, а только реальный эксперимент, спроектированный с участием разных точек зрения разных школ может расставить точки над i в вопросе наполнения аспектов.
5. Процесс сверки должен быть гласным.
6. Если уж говорить о научности, начинать процесс сверки необходимо с базовых положений науки, таких как объект, предмет и метод. Потом уже переходить к содержанию понятий, следуя от более высокого уровня понятий ко вложенным.

Такую платформу мы готовы обсуждать и в такой работе готовы участовать, представляя свои ресурсы — оргвзносы, организаторское участие, расшифровку протоколов и т.п.

Наша позиция кратко по пунктам относительно проекта НИИ Соционики.
1. Проект сверки соционических понятий (в частности, наполнения аспектов) необходим.
2. Проект НИИ соционики очень полезен, как еще один опыт, демонстрирующий необходимость совместного шага в этом направлении
3. Своими действиями НИИ соционики рекламирует школу, но не помогает выработке понятий в науке. Тем самым проект может дискредитировать саму идею сверки понятий.
4. Нет смысла начинать сверку с «середины списка». Например, понятие «аспект» является вложенным по отношению к понятию «макроаспект» (или полюс признака логика, этика, сенсорика, интуиция). Имеет смысл сначала прийти к объекту, предмету и методу соционики.
5. Координатором подобного проекта должна быть не какая-то отдельная школа, а достаточно авторитетная организация (например, МИС)
6. При наличии такого координатора и такого проекта мы готовы стать участником проекта и работать над сверкой соционических понятий и выработкой единой платформы.

P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Шульман Г.А. Язык психотерапии — соционика

Ноябрь 8th, 2011

Язык психотерапии — соционика
Г.А. Шульман

К середи не ХХ столетия типология личностей К.Г. Юнга [20] все еще не нашла широкого распространения среди психологов, в том числе и зарубежом, скорее всего, из-за сложности идентификации типов людей. Со временем стали появляться иные типологии (Кречмера, Леонгарда, Личко и др.).

Вильнюсский социолог Аушра Аугустинавичюте, в то время — декан факультета семьи Вильнюсского педагогического института, — не будучи знакома с принятой в психологии точкой зрения о «недешифруемости» типологии К.Г. Юнга, расшифровала ее с помощью введенных ею геометрических символов [1], обозначив ими «психические функции» (ПФ) Юнга. Эти ПФ можно назвать информацион ными каналами, по которым происходит обмен информацией с внешним Миром и Мира с внутренним миром чело века.

Эти функции таковы:… Скачать статью полностью >>>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Эти «хорошие» интертипные…

Ноябрь 1st, 2011

Эти «хорошие» интертипные…
Белецкая И.Е.

Те, кто регулярно читают нашу рассылку или знакомы с нашим циклом «Будни дуальных отношений» , уже знают нашу позицию по вопросам соционических отношений — мы считаем, что как совсем плохих, так и исключительно хороших соционических отношений не бывает.

Наша позиция по этому вопросу базируется на трех постулатах:

  1. У людей разных типов информационный метаболизм (ИМ) различается
  2. Из-за различия ИМ возникают интертипные отношения (ИО) — как особенности совпадающего, дополняющего или противоположного обмена информацией. Энергетическую сторону ИМ мы в данной статье рассматривать не будем.
  3. В зависимости от ситуации (среды), от типов, участвующих в данном конкретном интертипном взаимодействии, а также от личных особенностей участников (образования, уровня развития и осознанности, социального положения и пр.) одни и те же ИО могут быть разной степени комфортности.

И в этой статье мы в трех подходах (модельном, мерностном и признаковом) подробно рассмотрим, почему отношения могут быть некомфортны. Личные особенности рассматривать подробно не будем, сосредоточимся только на комфортности, связанной с ИМ.

В зависимости от того, на каком поле (по какому поводу) взаимодействуют конкретные люди, в общении в их группе (паре) на первое место по значимости выйдут определенные признаки или группы признаков. Например, в семье, большое значение имеет признак логика — этика как характер взаимодействия, причем по нашим наблюдениям парам с одинаково проявленными полюсами признаков проще «договориться»: логики вырабатывают регламент совместной жизни, договариваются, а этики — «гоняют» чувства. Справедливости ради стоит сказать, что мы встречали пары логиков, которым чувств не хватало, и они тренировались их проявлять. Встречали и пары этиков, у которых чувства наоборот зашкаливали, и они учились договариваться. Но в целом партнер с совпадающим полюсом привычнее и понятнее, а потому — ближе. Другой значимый в семье признак — решительность — рассудительность как готовность к определенному ритму реагирования и принятия решений. Конечно, другие признаки также оказывают значимое влияние.

В переговорах свои особенности: важно умение отследить эмоциональный настрой партнера и эмоционально к нему подстроиться (эмотивизм) или, например, отследить смысловую сторону делового предложения и не показать своей заинтересованности (конструктивизм). Еще один значимый признак уступчивость-упрямость: уступчивость, как сохранение и приумножение своего ресурса, упрямость — упорное продвижение своих интересов. Конечно, и другие признаки также оказывают значимое влияние.

И если распределение признаков в паре благоприятно с точки зрения среды взаимодействия (подробнее здесь) , то и отношения будут более или менее комфортными (не будет возникать конфликтов из-за непонимания). Если же нет — вся надежда на умение общаться, осознанность, эмпатию и толерантность. :)

Сами люди и их прошлый опыт отношений также вносят определенную специфику. Если прошлый опыт отношений — любых — был удачным, то и в текущих отношениях люди, скорее всего, будут осознанно или неосознанно реализовывать ту же программу взаимодействия, не подозревая, что существует неблагоприятные соционические отношения. И часто в паре с таким человеком просто не замечаешь, что у вас соционический конфликт или суперЭГО, неприятные моменты (недопонимание или неправильное понимание) в общения с таким партнером мгновенно отслеживаются и сглаживаются. Мы называем это потрясающее умение «степенью учета другого». Этому вполне можно научиться. Мы рассказываем об этом и в наших учебных группах, и на консультациях.

Признаки Рейнина

С точки зрения признакового подхода все отношения, кроме тождественных, информационно одинаково плохи и одновременно хороши. Потому что восемь признаков у любой пары типов различаются, а семь — совпадают. И здесь кому как повезло.

Прежде всего, смотрим — какие семь признаков совпали, насколько они значимы в той ситуации, в контексте которой мы рассматриваем пару, и какой тип взаимодействия по ним возникает. А возникнуть может следующее:

  1. Понимание и принятие (например, логики договорились о способе рассмотрения конфликтов и теперь быстро все разбирают :))
  2. Запрос на дополнение. Который в паре с одинаковым полюсом признака разрешается с бо-о-ольшим трудом. Приведем пример с нашего форума. Пишет девушка, проходящая у нас обучение на курсе «Признаки Рейнина»: «У нас в паре — два стратега. Жуть как неудобно. Каждый ждёт помощи по своему слабому полюсу — по тактике. И, напротив, стремиться оказать её по своему сильному полюсу — стратегии. В жизни это выглядит так: Запрос: "Подскажи, Как это делать?" (Цель есть, имеется неясность в исполнении)

Ответ: "А Зачем ты именно Это делаешь?" (Стремление отсечь ненужные действия — для этого надо убедиться, что цель выбрана правильно, либо выбрать другую).

И запрос, и ответ ориентированы на несуществующего тактика…

Стратег не особо горит желанием посвящать всех в свою конечную цель, ему нужна конкретная помощь, здесь и сейчас, крайне желательно без вопросов типа "А для чего?" "А зачем?" — это только раздражает, он понимает, что человек, задавая такие вопросы, нацелен на то, чтобы обсудить его, стратега, цель! Обсуждать её не надо! Надо подсобить, показать как быстрее и лучше… или помочь материально.)»

Затем смотрим, что происходит с несовпадающими признаками. Там возможно или единство, или борьба противоположностей. С борьбой противоположностей все понятно — проявления по противоположным полюсам признаков вызывают по-первости недоумение, в крайнем случае — удивление. Потом эти проявления именно как противоположные начинают раздражать.

Их единство возможно при строгом разграничении функций, например, в работе. Например, интуит придумал и описал дизайн эксперимента, сенсорик провел эксперимент и обработал результаты. А в близких отношениях единства достигнуть непросто. Как правило, единство (дополнение) по противоположным полюсам признаков возникает в зрелых, длительных отношениях, у людей с одинаково высокой степенью осознанности. Осознанность помогает в каждый момент времени воспринять свои скрытые мотивы и мотивы партнера. И тогда к ним, мотивам партнера, можно присмотреться повнимательнее. И увидеть, что они — прекрасны. И полезны — в какой-то ситуации.

Размерности функций

Если рассматривать информационное взаимодействие людей с точки зрения размерности их функций — тут «все совсем плохо». Одинаковые размерности одноименных функций еще как-то справляются, по крайней мере, не перегружают друг друга. А придти к пониманию без осознанности и хорошего знания информационных особенностей партнера им все равно очень и очень непросто.

Рассмотрим сложности взаимодействия ТИМ с одинаковыми мерностями на примере интуиции возможностей. Сложности возникают, т.к. у каждого участника взаимодействия разный жизненный опыт и, следовательно, разная степень наполненности функций.

Одномерные функции — СЭИ, ЛСИ, ЭСИ и СЛИ. Беспечные интровертные сенсорики: случиться, по их мнению, может все, что угодно, только непонятно что. Варианты в ситуации видятся с трудом. Опереться на опыт невозможно ни на свой, ни на чужой — в конкретной ситуации не видится сходства с прошлым опытом.

Двумерные функции — ЭСЭ, СЛЭ, СЭЭ и ЛСЭ. В запасе всегда есть две — три проверенные возможности. Но проверялись-то они индивидуальным опытом, который, как известно у всех все равно разный. Поэтому в ситуации совместной деятельности могут возникать сложности.

Трехмерные функции — ЛИИ, ИЭИ, ИЛИ и ЭИИ. Идет выбор вариантов в соответствии с ситуацией. Но только видение ситуации опять-таки у каждого участника взаимодействия обеспечивается индивидуальным опытом и тем, как на его основе человек привык поступать.

Четырехмерные функции — ИЛЭ, ЭИЭ, ЛИЭ и ИЭЭ. У каждого — свой веер возможностей, свое огромное количество вариантов. То, что предлагает другой в первый миг кажется смутно знакомым, а во второй миг возникает ощущение, что ты знал это всю жизнь! И это на самом деле твое предложение, ты это придумал… А другой — стырил!!!

Что уж говорить про разную размерность функций. Одномерная опирается на опыт и поэтому считает, что она всегда лучше знает, чем двумерная. И лучше остальных функций тоже. Зачем нужны какие-то нормы (кто их вообще выдумал?!). В своей самоуверенности одномерная функция похожа на четырехмерную.

Двумерная точно знает, как дОлжно. И учит этому все остальные функции. И удивляется — как ригидна одномерная, с ее неумением обобщить свой опыт до норм, и как рискова трехмерная, отступая от норм. Впрочем, 3-хмерная часто воспринимается, как какая-то странная одномерная, которая отступает от норм и если ей пока везет, то это только до поры до времени. Про четырехмерную вообще молчим…

Трехмерная действует по ситуации — гибко. И считает поэтому четырехмерную функцию избыточно стабильной и патриархальной. Ну и соответственно двумерную — ригидной. Относительно одномерной возникает легкое недоумение — о чем это она тут…?

Ну а четырехмерная считает трехмерную функцию слишком суетливой и непостоянной, двумерную — ригидной, а одномерную — вообще странной.

Поэтому с точки зрения различий в размерностях конкретных функций партнеров без специальной работы по осознанию и принятию их информационных особенностей достичь гармоничных отношений также сложно.

Модельный подход

Частично совпадает с мерностным. Но здесь мы говорим о блоках модели А. Хотим обратить ваше внимание на то, что даже совпадение функций в определенных ячейках модели (например, в отношениях родственных совпадают базовые функции, а в деловых — творческие) не гарантирует комфортного общения по информационным аспектам совпадающих функций. Ведь в одном блоке с совпадающей функцией стоит еще какая-то другая функция. Все это усложняет информационное взаимодействие, теперь уже на уровне цель-средство.

Возьмем, к примеру, деловые отношения. Средство решения задач — одно (совпадает творческая функция). Но задачи-то очень разные! Или родственные отношения. Инструмент, любимый инструмент (творческая) все время ездит нашему партнеру своим творчеством по болевой. Ну кому такое понравится, хотя, казалось бы, с одинаковых базовых функций партнеры вполне способны наладить контакт. Но функции поодиночке не ходят :).

Можно вспомнить и про любимую дуальность, когда энергетический обмен в паре проходит наиболее комфортно. Да, действительно. Но не информационный!!! Полное непонимание, и никакой детский блок нас не спасет, т.к. мгновенно возникает перегрузка.

Для вавилонского столпотворения не нужно смешивать языки, достаточно смешать типы. :) И если простой рабочий процесс наладить все-таки нетрудно «Пойди. Принеси. Затем положи!», то без специальных усилий, основанных на глубоком уважении к партнеру и стремлении понять его и приблизиться к нему, мы построить гармоничные отношения с людьми не можем. Всегда будут какие-то недо…: недомолвки, недопонимание, недоумение, что там еще?

Ну, кто-то же живет счастливо, скажете вы. Да, но является ли основой этих отношений соционически комфортные ИО? Всегда, кроме ИМ, есть что-то еще — любовь, интерес, уважение. И люди находят в себе силы и желание прислушиваться к свои мотивам, делиться своими недо — пониманиями, недоумениями. И вслушиваться в мотивы партнера. Постепенно на смену недо… приходят и понимание, и стремление научиться делать также как партнер. Ну, так же, конечно, не получится. Но расширить свой репертуар можно. Мы пробовали и знаем очень многих, кто пробовал. Получается. :)

Это всегда 3 (непростых :)) шага.

  • Разобраться в особенностях своего ИМ и ИМ партнера
  • Понять в каких ситуациях особенности ваших ИМ вам помогают договариваться, а в каких приводят к конфликтам
  • Научиться с этим жить, развивая свои особенности для комфортного взаимодействия, а не предъявляя претензии к партнеру

P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Соционический тип и самоидентификация

Октябрь 23rd, 2011

Соционический тип и самоидентификация
Белецкая И.Е.

Самоидентификация — это отождествление себя с определенной социальной группой, образом, ролью, архетипом и, в том числе, с соционическим типом. Самоидентификация непосредственно связана с мироощущением личности, с поведением в социуме, с проблемами личностного развития и взаимоотношений.

В идентификации существуют различные уровни — слои, связанные непосредственно со структурой сознания.

Мы хотим рассмотреть вопрос самоидентификации и соционического типа, опираясь на модель сознания, приведенную в (Щербаков, 1998). Не вдаваясь в описание подробностей модели автора, остановимся на приводимой им модели сознания. По мнению автора, сознание включает в себя 7 уровней:

Адаптивный слой

 

Перинатальный слой

Архетипы, трансперсональный слой

Энергетический барьер

Трансперсональный слой

Универсальные модальности

Универсальное единство

Ось ординат имеет смысл «глубины слоев» сознания. Поверхностные слои и подповерхностные слои разделены энергетическим барьером.
Верхний слой — адаптивный, это та часть сознания, которая непосредственно взаимодействует с энергией внешнего мира и отвечает за социальную адаптацию, поведение и мотивацию. Затем следуют поверхностные области, недоступные для непосредственного осознания и исследования, они содержат информацию и опыт, полученные в период развития плода и в процессе родов, а также архетипы (Юнг, 2007). Они доступны для восприятия во сне или в измененном состоянии сознания.

Содержание глубинных слоев — трансперсонального слоя, связанного с глубокими слоями бессознательного и слоя универсальных модальностей, связанного с архетипами первооснов — Воды, Огня, Воздуха и Земли, доступно для восприятия в состоянии глубокой медитации.

В каждом из этих слоев сознания содержатся определенные смыслы. На самом глубоком уровне универсального единства разделения по смыслам нет. Это слой является единой универсальной интегрированной структурой для всего человечества.

И, хотя в обычной жизни мы не можем непосредственно осознавать содержание слоев сознания, кроме адаптивного, они оказывают влияние на всю структуру личности, в том числе и на поведение, т.е. на адаптивный слой.

Соционический тип, как информационная структура психики, видимо, принадлежит адаптивному слою. Он сформирован в результате социальной эволюции под запросы развивающегося общества (Белецкий, Белецкая, 2011) и проявляется в процессе информационного обмена индивида в социуме.

В соответствии со структурой сознания можно выделить различные уровни самоидентификации:

Социально-профессиональный

Семейно-клановый и национально-территориальный

Религиозно-идеологический

 

Эволюционно-видовой

Половой (гендерный)

Духовный

В соответствии с этой картой, можно обозначить задачу развития личности следующим образом: адекватная самоидентификация на каждом уровне и растворение границ между слоями для формирования единой гармоничной структуры.

Самоидентификация на социально-профессиональном уровне — это ответ на вопрос о социальной роли (ТИМ), социальном статусе (бомж, уважаемый гражданин), профессиональной принадлежности (соционик, инженер, менеджер).

Семейно-клановая и национально-территориальная самоидентификация — это вопросы о ролях в семье (сын, сестра, жена, сноха, мать, дедушка и т.п., а также принадлежность к семье как клану) и принадлежность к определенной национальности.

Религиозно-идеологический уровень самоидентификации определяет принадлежность к определенной религиозной конфессии или отсутствие такой принадлежности (атеизм, пантеизм) и исповедование определенной идеологии (марксизм, анархизм и т.п.).

Эволюционно-видовой уровень самоидентификации принадлежит к давним временам, когда общинные племена поклонялись определенным животным или духам животных (племя тигра и т.п.)

С гендерной самоидентификацией обычно бывает все понятно, каждый может определить, кто он — мужчина или женщина. Считается, что всем и так понятно, какой смысл в этом разделении. Чаще всего, он сводится к осознанию своих репродуктивных возможностей. Но глубинный, архетипический смысл разделения по половому признаку, как правило, мало кому известен. Подробное раскрытие этой тематики не входит в задачи нашей статьи, почитать об этом можно, например, здесь (Юнг, 2007)

Духовный уровень определить словами совсем не просто. Примерно можно выразить содержание самоидентификации на этом уровне так: моя связь с Богом, отношение Бога ко мне и мое к Богу (Бог здесь подразумевается как некая высшая сила, а не Божество в религиозных традициях). Также к духовному уровню самоидентификации можно отнести осознание своих жизненных задач как духовного существа.
За каждым уровнем самоопределения стоят определенные представления человека об атрибутах роли, ее преимуществах и недостатках, задачах и формах реализации, почерпнутые им из социума, книг, собственного жизненного, в том числе духовного опыта и т.п. В соответствии с этой ролью у нас формируются определенные стереотипы поведения и определенные социальные ожидания.

Нижние уровни самоидентификации влияют на верхние, а вот явно или неявно — зависит от степени осознанности конкретного человека. Определяющее влияние оказывает духовный уровень, его голос, запросы слышны, если предыдущие уровни самоидентификации хорошо осознаются и их границы достаточно размыты, т.е. жестко не обусловлены (см. пример ниже, когда границы самоидентификации на социально-профессиональном уровне жестко закреплены, а также исключены из рассмотрения все остальные интересующие нас уровни самоидентификации). Духовный уровень содержит в себе информацию о всех духовных особенностях (талантах) личности и ее задачах и оказывает определяющее влияние на всю личностную структуру при условии открытости доступа к нему.

Если человек выстраивает свою самоидентификацию снизу вверх, от глубинных слоев к поверхностным, его представления о себе самом на каждом уровне самоидентификации определяются задачами духовного уровня. При этом сам он четко осознает свою миссию, как носителя определенных талантов, что проявляется и в социуме, и в семье, и в профессии. Все сферы жизни такого человека гармонично уравновешены между собой, он гордится своими профессиональными достижениями, у него прекрасная семья, его вклад в развитие общества адекватно оценивается другими людьми — его ценят, любят и уважают. Такой человек гармоничен, в ситуации каждого конкретного выбора он слышит запрос Жизни и отвечает на него.

Сразу оговоримся — такой путь развития встречается достаточно редко. Как правило, человек выстраивает свою самоидентификацию сверху вниз, от уровня социально-профессионального к духовному, начиная от кризиса самоидентификации 7-12 лет, когда человек переходит из детства в подростковую жизнь, и уже в подростковом возрасте, в 12-18 лет, когда он переходит из подростков во взрослые. Затем, по мере формирования социального опыта постепенно заполняются различные уровни самоидентификации, причем переход с одного уровня на другой осуществляется с одной стороны по мере изменения жизненной ситуации, расширения спектра ролей, которые человек по жизни на себя примеряет, а с другой стороны — происходит качественное углубление содержания самоидентификации на каждом уровне под влиянием других уровней. Нас, прежде всего, интересует влияние семейного, гендерного и духовного уровня самоидентификации.
Например, в профессиональной области. Если самоидентификация происходит только на социально-профессиональном уровне, а другие уровни закрыты и потому упускаются из рассмотрения, часто это означает следующее:

  • С точки зрения исключения уровня половой самоидентификации это — унисекс, т.е. отсутствие пола, мужчины и женщины равны в правах и обязанностях. Или возможен вариант, когда модель самоидентификации в профессиональной области строится по мужскому принципу независимо от пола (встречается гораздо чаще). Т.е. люди — мужчины и женщины — конкурируют друг с другом, расчищают себе место под солнцем, идет борьба за должности и материальные блага. Мужские аспекты у мужчин усиливаются, на поведенческом уровне вызывая чувство гордости за достижения, за количество «уничтоженных врагов» и добычи (черепа, скальпы, заработная плата и пр). А у женщин вытесняются традиционно женские проявления — мягкость, гибкость, нежность, восприимчивость и др. И появляются традиционно-мужские качества — бойцовые: упорство, агрессивность, настойчивость и пр.
  • Если исключен семейный уровень самоидентификации, то при осуществлении своей рабочей деятельности, человек упускает из виду, что он не только отличный профессионал, но еще и мать (отец), или жена (муж), или дочь (сын). В пылу трудоголизма постепенно происходит утрата доверительных отношений с окружением, а затем — с самим собой и со смыслом деятельности в целом. Что приводит в конечном итоге к профессиональному выгоранию.
  • Если при профессиональной самоидентификации исключен духовный уровень, то человек работает просто ради выживания, ради заработка, не задумываясь об осуществлении своей жизненной задачи, для реализации которой он пришел в этот мир.

Отсутствие осознаваемых связей между уровнями самоидентификации приводит человека к неудовлетворенности собой и своей жизнью в целом. Часто это недовольство проецируется на ближайшее окружение — дети/родители, начальство, весь мир — все частично или полностью виноваты.

Наличие связей между уровнями самоидентификации позволяет человеку гармонично распределять свою энергию между различными сферами своей жизни, получать адекватную энергетическую подпитку от семьи и от духовного сектора, вести осмысленную, наполненную жизнь. Свою жизнь.

Рассмотрим соционическую самоидентификацию и ее роль в жизни каждого из нас.

Соционическая самоидентификация (ССИ) влияет на другие области самоидентификации — профессиональную, социальную, семейную и гендерную.

Само качество ССИ, ее жесткость, широта и глубина определяются представлениями конкретной личности о роли и месте ТИМа в ее жизни. А это (качество) в свою очередь определяется степенью осознанности духовного уровня самоидентификации. Здесь мы можем выделить два подхода:

1. Я и есть ТИМ. Происходит слияние ТИМа и личности, подмена жизни по индивидуальным (духовным) запросам жизнью по правилам идентифицированного ТИМа.

Самоидентифицируясь подобным образом, человек всерьез облегчает себе жизнь, практически полностью исключая из рассмотрения личностный компонент в профессиональной, социальной, семейной и гендерной области.

Как член социума такой человек выполняет строго определенную соционную миссию по обработке информации определенного типа. Эта миссия определяется в самом общем виде парой его многомерных (сильных) сознательных функций — блоком ЭГО.

В профессиональной области человек выбирает профессию, на его взгляд, максимально подходящую его типу — например, в соответствии с установками на вид деятельности по В.Гуленко (Гуленко, 2003) — управленцы, гуманитарии, исследователи и социалы.

В области личных (семейных) отношений человек также выбирает себе партнера подходящего типа.

Роль в семье и семейные обязанности, как правило, определяются, исходя из сильных функций соционического типа, которые часто вступают в конфликт с гендерными функциями и задачами (о них подробнее — в одном из следующих выпусков рассылки). Но человек, считающий, что он и есть тип, как правило, списывает все шероховатости в общении на то, что тип партнера не такой.

При этом половой аспект самоидентификации, уровень которого расположен достаточно глубоко (см табл. 2), как правило, осознается упрощенно — именно на уровне пола, мужчина — женщина, а не на архитепическом уровне, где каждый пол с одной стороны неосознаваемо подвержен влиянию определенных архетипических проявлений, а с другой стороны — выполняет определенную функцию в мире, кроме репродуктивной.

Недостатком является также и то, что свою индивидуальную миссию как существа духовного человек при таком соционическом подходе к самоидентификации не осознает, т.к. вся энергия концентрируется на поверхностном, адаптационном уровне сознания (см. табл 1).
Однако информация с духовного уровня так или иначе поступает к каждому из нас, внося определенную (в зависимости от уровня осознанности духовных потребностей) сумятицу и недовольство жизнью — по правилу конгруэнтности — неконгруэнтности. Чем выше уровень осознанности, тем более осознанно человек проживает свою жизнь, самоидентифицируясь на разных уровнях определенным образом в соответствии со своими духовными задачами, при этом его уровень удовлетворенности своей жизнью достаточно высок — разные уровни самоидентификации конгруэнты духовному уровню (соотнесены с ним непосредственно). И, соответственно, чем менее осознанно человек проживает свою жизнь, тем менее конгруэнтны его различные уровни самоидентификации духовному уровню, тем большую фрустрированность (раздражение вследствие не исполненных ожиданий от жизни) человек, как правило, испытывает.


2. ТИМ — один из аспектов (особенностей) структуры моей личности, который я не могу изменить, особенности влияния которого я учитываю в различных областях.

Этот подход имеет несколько подуровней. По мере открытия духовного уровня самоидентификации, типные особенности с одной стороны, проявляются (замечаются) все более ярко, и человек находит им адекватное применение в своей жизни при решении актуальных задач, с другой стороны, тип все больше приобретает в сознании человека значение инструмента для реализации задач. По мере развития личности происходит смещение акцента (вектора внимания) с ТИМа как цели развития через осознания его особенностей, развития и оптимального использования его сильных и слабых сторон, к ТИМу как средству, инструменту реализации задач.

В конечном итоге роль ТИМа в жизни человека и роль ССИ уходит в плане направленности вектора внимания на вторичный план. Типные автоматизмы (повторяющиеся неосознаваемые реакции, вызванные особенностями информационного метаболизма) осознаются и контролируются и постепенно отходят, как непродуктивные. На их место приходят просто реакции, те, которые нужны именно нам и именно в это время.

Таким образом, собственно наличие типа информационного метаболизма никак нас не ограничивает. Нас ограничивают наши представления о типе в структуре нашей личности, т.е наша соционическая самоидентификация.

Приведем несколько примеров неудачной, с точки зрения развития личности, ССИ. Прежде всего, это следование в самооценке и оценке других людей соционическим мифам, когда носителям определенного типа информационного метаболизма навязываются некие поведенческие черты, якобы обусловленные типом информационного метаболизма. Например: все Доны — пустые мечтатели, Джеки — разводят всех на бабло, Драйзеры — читают морали, Габены — лежат на диване. Даже если определенные черты личности, сформированные под влиянием типа информационного метаболизма и имеют место, все равно, помимо их, в каждом конкретном человеке есть и другие стороны, иногда дополняющие типные проявления, а иногда противоположные им.

Затем, хотим обратить внимание на формирование самооценки в различных областях, обусловленной неудачной ССИ. Успешность и высокая самооценка связываются напрямую с сильными свойствами соционического типа. Например, успешный юрист — значит, логик, третий раз женат/замужем — ну точно не этик и т.д. Следуя этой логике, мы, с одной стороны, можем упустить из виду свое предназначение (не связанное с типом). А с другой стороны, опираясь при самоидентификации только на элементы жизненной истории, мы не можем определить тип правильно, и впоследствии не сможем опираться на него, как на оптимальный инструмент осуществления деятельности. Следуя этому неудачному принципу, для того, чтобы сделать мир краше, каждый должен заниматься только типным делом. Т.е. актерами и журналистами могут быть только этики, бухгалтерами и программистами — только логики и т.д. Этого не происходит — опыт показывает, что любая система (человек, коллектив, государство и т.п.), в которой ее дуальные (дополняющие и противоположные) стороны не уравновешивают друг друга, нежизнеспособна.

Конечно, одно из свойств всегда превалирует, но важное значение имеет количественное соотношение полюсов. Уже при соотношении 90/10 система практически нежизнеспособна — ведь жизнь требует проявления каждого качества (представьте, что на планете осталось лишь 10% женщин и 90% мужчин). Так же и с любой областью деятельности, где собрались люди с определенными признаками или типами.

В сухом остатке:

  • Наше сознание имеет несколько уровней, наполненных различными смыслами.
  • Наша самоидентификация также имеет несколько уровней, влияющих друг на друга. Определяющую роль (влияние на все уровни) имеет самоидентификация на духовном уровне.
  • Соционический тип проявляется на адаптационном уровне.
  • Соционическая самоидентификация может способствовать развитию личности, а может препятствовать ему, создавая жесткие идентификационные границы.
  • Жесткость этих границ зависит от представлений конкретного человека о роли и месте ТИМа в структуре личности. В конечном итоге это зависит от степени проявленности духовной самоидентификации.
  • Формирование самоидентификации, как правило, происходит от верхних уровней к нижним — глубинным при расширении сфер активности личности и под влиянием глубинных (духовных) слоев.
  • Развитие личности происходит:
    • при повышении уровня осознанности не только поверхностных, но и глубинных слоев сознания
    • при выстраивании адекватной самоидентификации на всех уровнях при общей размытости границ уровней и осознанной связи различных уровней. Определяющее значение для развития личности имеет осознание связи жизненных (духовных) задач и самоидентификации на различных уровнях, в том числе и на соционическом.
  • Наша жизнь приобретает осмысленность и гармоничность тогда, когда наши уровни самоидентификации максимально конгруэнты самоидентификации на духовном уровне.

Литература:

  1. Белецкий С.А., Белецкая И.Е. Как применить соционику для исполнения Ваших желаний. 7 секретных шагов // 2011 г. http://www.newtraining.ru/files/socionicsdesires.pdf
  2. Гуленко В.В. Менеджмент слаженной команды: Соционика и социоанализ для руководителей. — М., "Астрель", 2003. — 288 с.
  3. Щербаков М.А. 7 путешествий в структуру сознания (теория и практика развития личности).- М.: Инст. развития личности, 1998.- 304 с.
  4. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы.- М.: Академический проект, 2007.- 304 с.

P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Шульман Г.А. Что такое «соционика» Аушры Аугустинавичюте (расширенное послесловие к книге «Соционика изнутри»)

Октябрь 16th, 2011

Что такое «соционика» Аушры Аугустинавичюте (расширенное послесловие к книге «Соционика изнутри»)
Г.А. Шульман

Эра Водолея…

Эпоха информации…

Одиннадцатый год (в близкой и понятной нам системе летоисчисления) живет человечество в третьем
тысячелетии, единодушно отданном практически всеми пишущими умами этой эпохе.

Само же сочетание понятий «Эпоха информации» и «Теория информационного метаболизма» необходимо обосновывает тезис о соционике как науке этого — третьего — тысячелетия.

…Станислав Лем, «Сумма технологий». У всех читавших этот роман недавно покинувшего наш Мир Писателя и Фантаста на слуху и памяти это название. Следуя Гегелю, правильнее было бы говорить о синтезе технологий.

Соционика Аушры Аугустинавичюте сегодня — это средство познания и гармонизации Мира с помощью синтеза типологий повышающегося уровня сложности и технологий работы с этими типологиями.

Попробуем разобра ться внимательнее с этими понятиями…. Скачать статью полностью >>>

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
« Пред.След. »

ИДЕТ ЗАПИСЬ

Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (925) 642-51-82


Книга Ирины Белецкой "Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина" на ОЗОНе

Разделы

Свежие записи