«В соционику единую верую!»
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.
Вчера на кухне заговорили о месте соционики в картине мира человека. Слово за слово… В общем, решили, что это может быть интересно тем, кто читает наши статьи.
100 лет назад в России верили в Бога, 50 лет назад в социализм и коммунизм. Ну да, конечно, не все и не всегда верили, но идеология пыталась заменить веру и местами успешно. Сейчас в массе о Вере больше говорят, чем действительно Верят, старая идеология умерла, новая не народилась. Но свято место пусто не бывает. Не заменяет ли для кого-то веру-идеологию соционика?
Собственно, почему у нас зашел разговор на эту тему. Да еще и в воскресенье утром? 😉
Дело в том, что с соционикой мы знакомы давно, применяем ее, чтобы решить свои задачи. Разные: в работе, бизнесе, воспитании детей. Уже давно выработали свой собственный подход, например, как совместить соционику, Веру и Смысл Жизни. Рассказываем об этом на консультациях, на тренингах, в статьях. Но регулярно сталкиваемся с тем, что люди уже прочли популярные книги по соционике, и в результате у них сформировалась определенное мировоззрение. Это — как вирус. Ты сначала можешь и не знать о том, что он у тебя есть, но он делает свое дело постепенно… Сначала все вроде хорошо, а потом — бах! — и все плохо, и не понятно, как поправить, и можно ли поправить вообще… Каждый раз, сталкиваясь с этим, мы пытаемся понять, почему так происходит, и если от человека есть запрос помогаем ему ситуацию улучшить.
Любому человеку в жизни необходима опора. Он может опираться на веру в Высшие силы — в Бога, в мировой разум, т.е. в то, что превосходит самого человека, может опираться на свои силы и способности, либо на отношения с другими людьми, на некие мировоззренческие структуры, которые длительные периоды его жизни остаются неизменными.
Такой структурой может быть привычный режим дня и жизни в целом. Чтобы ни случилось, я встану в 7, пойду на работу, потом в спортзал, вернусь домой, поужинаю и лягу спать в 11, а летом поеду с семьей отдыхать на море. Или такой структурой могут стать мои представления обо мне и о моей семье. Например, я всегда останусь верным своим убеждениям о том, что мир хорош и добр, и мои близкие всегда меня поддержат. Или наоборот: никому доверять нельзя, т.к. даже самые близкие люди могут предать, и это вопрос времени и интересов. Структурой может быть вера в правила, в государственность, в науку. Структурой может стать даже вера в Высшие силы (если она может быть словесно сформулирована и логически обоснована, если нет, то тогда Вера — это чувство, ощущение, состояние, непередаваемое словами).
Во время любого личностного кризиса (например, потеря работы или отношений, смерть близкого), структура помогает человеку удержаться, не погрузиться в депрессию, не свести счеты с жизнью, а опереться на значимые и привычные вещи, адаптироваться к новым условиям. Так что такие мировоззренческие структуры очень важны, в соответствии с ними человек принимает важнейшие решения в своей жизни.
Итак, общегосударственной идеологии уже/еще нет, а человеку все равно необходимо опереться на какую-то стабильную структуру. Что это же может быть?
Научный прогресс? Уже не греет, на дворе не 19-й век. Национальная идея? Проходили, заканчивалось большой кровью. Заработать много денег и потом делать, что душа пожелает? На структуру не тянет, опять же не всем под силу, требует бо-ольших затрат, и не понятно, останется ли в конце концов то, что будет желать. Опять же лениво.
И тут, «Маэстро! Урежьте марш!!» на сцену вся в белом выходит соционика. Справедливости ради скажем, что вместе с соционикой и тоже в белом на сцене толпятся различные учения, начиная от сайентологии, продолжая астрологией и завершая, ну, скажем, практической психологией. Все предлагают себя в качестве опоры и мировоззренческой структуры. Но мы сейчас только о соционике.
Она объявляет о существовании типа информационного метаболизма (с его наличием авторы, безусловно, согласны), и, на основе существования ТИМа, достаточно жестко регламентирует сферы жизни человека: близкие отношения только с дуалом, работа только по соответствующей профессии, дружба только внутри квадры и т.п. Соционика однозначно определяет, чем в своей жизни человек должен интересоваться, какой стиль и ритм жизни ему следует предпочитать, какие ставить цели и как их достигать.
Впрочем, зачем грешить на соционику, как область знания? Все мы прекрасно понимаем, что толкование и создание из соционики мировоззренческой структуры сделали конкретные люди, в основном авторы популярных книг по соционике, многие из которых даже не очень известны в соционической среде. Не разбираясь толком в предмете, они упростили этот предмет до уровня своего понимания, в результате получилось не как лучше, а как всегда.
Процесс продолжается, люди пишут на форумах и особенно много — о счастье дуальности. Что если дуал, то сердце поет, а конфликтер — так рвется в клочья… Спросите об этом у любой девушки, и вы сразу выясните, что как она влюблена — так избранник дуал-дуалом, а как разрыв — так сразу конфликтер. Впрочем, этот эксперимент, скорее, для тех, кто способен мыслить критически. К сожалению, ознакомившись с историями «от дуала сердце поет» так мыслить удается не всем. Т.к. есть еще и Надежда на счастье, принятие, любовь… И очень хочется верить, что это нам даст кто-то, кого умная наука называет «дуалом», ведь самому принять решение и довериться другому страшно — а вдруг ошибешься?
Ладно, это все эмоции. Но давайте посмотрим, прочитав подобные книги с форумами и пропитавшись духом популярной соционики, получает ли человек свою опору? Да! Безусловно получает, иначе не было бы столько любителей соционики. Но что это за опора, и где место самого человека в мировоззрении, рожденном такой соционикой?
У человека появляются четкие жизненные ориентиры — ясно на ком жениться, кем работать, как проводить свободное время и т.п. Это освобождает его от принятия многих индивидуальных решений, теперь ему не нужно осознанно выбирать во многих и многих ситуациях. Соционика выбрала за тебя. Это дает стабильность, т.к. тип информационного метаболизма — на всю жизнь, окружение тоже свои типы не поменяет… следовательно, все всегда будет, если уж не хорошо, то по крайней мере определенно.
На наш взгляд, в опоре, которую предлагает такая соционика, людям места нет вообще. «Верующие» в соционику добровольно заменяют свободу выбора предлагаемыми моделями жизни типа и постепенно как индивидуальности растворяются и исчезают. Остаются типы, которые вступают в отношения. Остаются особенности информационного метаболизма, которые позволяют дружить только с людьми определенных типов. Предпочтения к определенным видам деятельности, которые загоняют нас в рамки определенных профессий.
Картина мира проста и понятна, надо лишь устроить свою жизнь в соответствии с ней, обеспечив себе столь необходимую квадральную и дуальную поддержку и минимизировав травмирующее общение с людьми других типов.
Даже когда мы только начали заниматься соционикой, нам этот подход казался нереалистичным. В самом деле, а если дуалов на всех не хватит? А если в рабочем коллективе не складывается квадра? А если ребенок «неправильного» типа? Ну а если все эти препятствия преодолеть и организовать себе квадру во внерабочее и внесемейное время, что с этими квадральными людьми делать — просто тусоваться? Скучно…
И все-таки мы долго верили, что соционика — это мощное универсальное решение для многих проблем/задач человека. Надо только найти подходящее для своего типа занятие, и тогда все будет хорошо. Что поделаешь, мы — тоже люди, и нам тоже хотелось большой и толстой универсальной таблетки :^). Развеялись наши иллюзии тогда, когда мы стали много работать с конкретными людьми, стали вести тренинги и консультации по соционике.
Мы заметили следующее. Многие люди успешны в деятельностях/работах, которые их ТИМам «противопоказаны». Например, многие соционики — логики. И среди психологов огромное количество логиков… И они не просто успешны, а счастливы тем, что они занимаются именно этой работой. Как же так, ведь работа с людьми, тем более их переживаниями — этическое поле? Получается не по соционике… Также мы встретили огромное количество людей недовольных своей профессиональной деятельностью, которая их ТИМам подходит…
Встречали людей, несчастливых в дуальном браке, встречали тех, кто счастлив в других браках… И опять было не по соционике…
И окончательно мы избавились от соционического наваждения и восхищения такой простой и понятной популярной соционикой, когда точно определили типы своих детей. Ну не могли мы примириться с необходимостью развивать сугубо их сильные в соционическом плане стороны, максимально щадить и оберегать слабые (как рекомендуют).
Просто потому, что наши дети развивать свои сильные стороны нам не позволяли! Они их развивали сами, тщательно оберегая от нашего вмешательства. Зато сразу стало очевидно, что без дополнительного развития их слабых функций жить нам всем вместе не просто сложно — практически невозможно. Все наши дети — логики, трое интуитивных, один сенсорный. И общаться, не задевая чувства другого для каждого — целое искусство. Которому еще непонятно зачем надо учиться…
Со временем мы объединили наши наблюдения за людьми разных типов с разной личной историей. И с учетом наработок гуманистической и экзистенциальной психологии, выстроили систему, в рамках которой сейчас и работаем.
Основные положения ее таковы.
1. Человек качественно проживает свою жизнь тогда, когда в его жизни есть Смысл — нечто большее, чем сам человек с его потребностями, в том числе — потребностями развития и самореализации. Т.е. если в каждый момент известно, для чего это все — человек живет.
2. Без реализации в социуме человек не может проживать свою жизнь качественно. Смысл жизни — в интеграции с другими людьми, в выстраивании комплексных связей.
3. Соционика для человека, стремящегося прожить свою жизнь качественно, не отвечает на вопрос «что?» (надо делать, чувствовать, переживать, ощущать и т.п.), на этот вопрос человек должен найти ответ сам, исходя из реалий своей жизненной ситуации и своих ценностей.
4. Соционика отвечает на вопрос «Как? или С помощью чего?».
Т.о. в нашей обучающей системе соционике — науке о соционе и соционной природе человека (по А. Аугустинавичюте) отводится особое место. Мы считаем, что врожденные типные особенности человека нужно учитывать, чтобы оптимально организовать операциональную сторону его деятельности — в самом широком смысле этого слова.
Действительно, если человек от природы склонен действовать определенным образом, это может ему помочь в том, чем он будет заниматься — общаться с людьми, учитывать их особенности или управлять ими; будет ли его деятельность процессной или результативной, в каком ритме он будет работать и т.д.
Но соционика не может, например, задать выбор профессии. Выбор профессии — это личный выбор человека. И только его одного. И даже если выбранная работа очень «типная», и человек намерен развиваться в профессии, он быстро столкнется, с тем, что ему придется выполнять и функции, которые его типу «не положены». Потому что с профессиональным ростом будет меняться и его операциональная деятельность. Например, рядовой программист, вскоре дорастет до начальника отдела. Это совсем разные профессиональные обязанности, но ТИМ-то остается прежним!
Ну, с профессией вроде понятно. А как же дуалы, личные отношения?
Все то же самое. Мы считаем, что нужно напрочь забыть о соционике на этапе «Что?» и при необходимости применять на этапе «Как?». Например, мы убеждены в бессмысленности поиска дуала. Перед нашими глазами прошло несколько историй, когда люди, невзирая ни на что, упорно искали дуала, потом искали «своего дуала» и закончилось все либо достаточно грустно, либо все еще ничем не закончилось. Нам встречались и положительные примеры, но оттого ли это, что найден дуал или потому, что найден человек? По нашим наблюдениям скорее второе, чем первое.
Вопрос «Что?» соционика не решает и в отношениях. А вот когда доходит до вопроса «Как?», когда возникают спорные моменты… Вот тут соционика проявляется во всей красе. Помогает объяснить почему так, а значит понять, успокоиться и примириться, помогает договориться, сказать так, чтобы Другой понял и услышать, что этот Другой хочет сказать тебе.
Ну и в заключение.
Мы применяем соционику для самопознания по принципу: «Узнай какой ты от рождения, если это тебе по жизни помогает — используй, если мешает — выходи за пределы, развивайся». Наш подход не всегда совпадает с ожиданиями новичков, тех, кто только приходит в соционику и ожидает найти в ней универсальное быстрое решение, чтобы жизнь стала простой и понятной. Да не может жизнь быть простой и понятной! Жизнь — это движение, жизнь — это изменения, это драйв, это открытия, это глубокие чувства и искренние переживания. Для всех… а не только для людей отдельных типов.
Поэтому, когда к нам приходят и говорят: «Я узнал про соционику и дуалов. Это классная штука! Определите правильно мой тип и расскажите, как мне нужно поступать по типу» мы этого не делаем. Понимаете, когда человек приходит с таким запросом, он уже уверовал в «соционику единую», и сейчас очень просто наговорить ему, каким нужно быть по типу и немало профессиональных и непрофессиональных социоников это делают и этому с удовольствием учат. Вот только последствия через год, два, три могут быть трагичными, ведь вера в такую соционику, предписывает поклоняться схеме, придуманной людьми. Опять же, почему и зачем люди, популяризирующие эту схему, вообще это делают? Может быть, в этом выливается их собственная тоска по стабильности и определенности?…
То, о чем мы говорим и пишем, как трактуем соционику — не для всех. Надеемся, наш подход поможет тем, кто хочет прожить свою жизнь, а не жизнь типа. Поможет обрести истинную опору, доверие к миру и свое место в этом мире.
—
P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.