Просто. Соционика
Просто. Соционика
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.
Летом у нас проходила обучение очаровательная девушка — Саша Солодовникова. Она сначала заинтересовалась соционикой сама и теперь постоянно рассказывает о ней своим друзьям. Но рассказать человеку, который совсем — совсем ничего не знает о соционике в двух словах не так-то просто. Саша написала нам:
«Сергей, у меня коллега ничего не знает про соционику, но очень заинтересована моими рассказами. можно мне у вас попросить какую-то статейку вроде «что такое тип и зачем он нужен» «узнал тип, что с этим делать» :)»
Мы обратились к нашим статьям и поняли, что простой и краткой информации о соционическом типе у нас нет. И решили написать эту статью.
Мы посвящаем этот выпуск рассылки Саше Солодовниковой — доброму, отзывчивому человеку и очаровательной девушке.
Важное понятие соционики — информационный метаболизм, т.е. процесс восприятия, переработки и выдачи психикой информации об окружающем мире и протекающих в нём процессах.
Согласно соционике существует 16 способов мышления человека — 16 типов восприятия, отражения и переработки информации (это и называют типом информационного метаболизма — ТИМ) . Вместе эти 16 ТИМов составляют социон — единицу интегрального человеческого интеллекта. В психике каждого человека от рождения «зашит» определенный ТИМ, и он не меняется в течение жизни.
Отсюда несколько важных следствий
1. Мы всегда воспринимаем только часть информационной действительности. Увидеть ее во всей полноте может только группа людей разных типов, объединенных общей деятельностью.
2. В одном и том же событии, действии, человеке люди разных типов будут видеть разное. И из-за этого возникает немало конфликтов.
Подробнее остановимся на том, чем же собственно один тип отличается от другого, в чем именно заключаются различия в способности воспринимать, перерабатывать и выдавать информацию.
Условно весь поток информации от мира мы можем разделить на 4 части — информацию об объектах и их соотношениях (логика), их энергетических состояниях (этика), об их потенциальных возможностях и изменении во времени (интуиция), о их пространственных характеристиках -форме, цвете, силовых воздействиях и взаимодействии (сенсорика).
1. Макроаспекты информации (по В.Д.Ермаку)
Наши ощущения (сенсорика) говорят нам о том, что нечто существует, наше мышление (логика) говорит нам о том, что это такое, наши чувства и эмоции (этика) говорят, как это для нас, и, наконец, интуиция говорит нам о том, откуда это взялось и куда оно уйдет.
И типные отличия заключаются в том, какие из долей круга мы воспринимаем в большей степени, а какие — в меньшей.
Тип человека определяет его способности взаимодействовать с окружением — с людьми, с пространством и пр., определяет его сильные и слабые стороны, такие, как способность быстро переключаться между задачами, быстро принимать решение или чувствовать настроение другого человека и пр. И многое другое. Каждый ТИМ обладает своими сильными и слабыми сторонами, особенностями поведения, способом мышления и принятия решений, взглядами на жизнь и ценностями.
Поэтому еще одно важное следствие
3. Люди разных типов могут сильно не понимать друг друга и конфликтовать по этому поводу. А значит, чтобы успешно разрешать такие ситуации соционические типы людей важно учитывать в отношениях. Например, при построении рабочих коллективов или в семье.
Естественно, характер человека зависит и от воспитания, окружения, образования и многих других факторов. Одинаковыми типами могут обладать люди из совершенно различных слоев населения: бизнесмен, учёный, домохозяйка, бездомный, но их объединяют исходные способности по восприятию и переработке информации.
Хорошая аналогия на уровне обработки информации — компьютер. Люди одинаковых социотипов имеют одинаковое hardware («железо»), но могут иметь совершенно различный набор software (программного обеспечения). Так обучение в хорошем техническом или гуманитарном вузе можно сравнить с установкой на компьютер специальной программы. При этом на компьютерах с разным hardware оно будет работать с разной скоростью и производительностью. А на некоторых компьютерах ряд его функций не будет работать вообще.
Отсюда еще одно важное следствие:
4. Есть задачи (вид деятельности, в том числе и профессиональной), которые нам даются легко и естественно, а есть некоторые, которые заставляют потрудиться, вызывают напряжение. Т.о. соционика очень полезна в профессиональном ориентировании.
И вот тут мы подходим к тому, зачем нам знать свой тип. Известно, что умелый компьютерщик часто может наладить работу такого ПО, которое на данном компьютере работать «вообще не может»! Так и знание о том, как работает наша психика, какой у нас ТИМ позволяет нам успешно справляться с большим количеством задач, которых мы раньше или избегали, или выполняли не слишком хорошо. А это позволяет нам жить более полноценно, в каждой ситуации расширяет количество способов реагирования.
Как видите, кроме типного, в нас присутствует и личное, и если изменить тип мы не можем, то какой личностью мы станем, это зависит только от нас.
Теперь что делать с этим знанием о типе. Соционика традиционно предлагает своим приверженцам три программы — развитие личности, построение взаимоотношений, профориентирование. К сожалению, пока в соционике мало проработан важнейший вопрос «а зачем это людям вообще?». Обычно ответ — это нужно для адаптации в типе (принятии типа) и о личной успешности человека как носителя своего типа. И хотя многие соционики говорят, что личность больше чем тип, по-настоящему именно с личностью человека, а не с его типом работают единицы.
Мы специально анализировали причины, по которым люди интересуются и обучаются соционике и выделили 3 группы причин:
1. Первые хотят все в своей жизни объяснить. Они изучают соционику для того, чтобы выбрать подходящую работу и подходящего партнера. Чтобы понять, как в их жизни возникают сложные ситуации. Эти люди ищут подстраховку на будущее в виде объяснения возможных неудач. Мы нашли аналог с детской игрой в салочки — когда убежать от водящего уже невозможно, игрок накрывает голову руками и кричит: «А я в домике!» :).
2. Вторые хотят не только понять, что происходит, но и знать, что с этим делать. Ведь не хочется жить «криво», не обладая полнотой информации. И они внимательно изучают признаки типа, особенности функционирования информационного метаболизма и пытаются расширить свой информационный репертуар. Но им часто не хватает на это энергии. Просто потому, что они, так же как и в первом случае, хотят вести жизнь типа. Но в отличие от первого случая — жизнь типа адаптированного, проработанного.
3. Третьи отличаются от вторых очень незначительно. Но достигают обалденных результатов просто потому, что они осознали — человек больше, чем тип. Тип они свой знают, возможности свои — тоже. Но главным для них является то, что они как личности, как люди чувствуют, чего хотят, что им важно в данной ситуации, что им предлагает жизнь. И именно это они и делают. Отвечают в каждый момент на запрос жизни. Ставят цели — не те, которые «положены» людям их типа, а настоящие, те, которые хочется достигать. И достигают их. С опорой на тип (безусловно, тип никуда не девается!). Главное отличие таких людей — они довольны своей жизнью. И удовольствие черпают именно в том, что они живут свою жизнь, ту, которую им предназначено прожить, несмотря на то (или благодаря тому?), что у них есть определенный соционический тип. И источник удовольствия — безграничен.
Вот небольшая табличка, в которую сведены эти три подхода к изучению соционики.
№ сце-нария |
Что характерно |
Что изучает |
Вероятность ошибки в типе при самотипировании |
1 |
Желание сделать свою жизнь простой и понятной, встроив себя и свое окружение в модель соционических типов и соционических отношений (личная история объясняется особенностями типов и их отношений) |
Особенности типа в разрезе собственной жизненной истории. Пока жизненные удачи-неудачи объясняются особенностями типа, тип устраивает. Формула объяснения: «это так, потому что у меня тип такой» |
Очень велика |
2 |
Желание добиваться своих целей с оглядкой на свой соционический тип. |
Свойства типов на уровне признаков и модели А — слой за слоем в отрыве от своей жизненной ситуации. |
Незначительна |
3 |
Желание добиваться своих целей и жить полной жизнью, осознавать, что для Тебя хорошо в этой ситуации, а что хорошо для Другого. |
Себя самого — свои потребности, чувства. Учится уважать себя и других. Соционика — инструмент для изучения. |
Незначима |
Ну и под занавес.
Тип определили, ощущаем, каков наш сценарий 1, 2 или 3 жизни в типе или с типом (см. таблицу). Ошибиться невозможно. Для каждого из нас он единственно верный — на текущий момент. Относительно остальных сразу возникнет острое неприятие и желание объяснить — почему я вот прямо сейчас не могу… И это абсолютно нормально. Но когда ты видишь все варианты, есть из чего выбирать.
Литература:
1. Ельяшевич А.М., Лытов Д.А. Эволюция взглядов Юнга на типологию // Психология в вузе, 2006, № 1, с. 98 — 126.
2. Юнг К.Г. Тэвистокские лекции. Аналитическая психология: ее теория и практика: М.:АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. — 252 с.
Спасибо, Белецкие. Интересная статья.
Октябрь 7th, 2011 | #
Спасибо 😳 😳 люблю вас
Октябрь 8th, 2011 | #
Все равно сложно) Не поймет народ такого объяснения. Мой опыт говорит о том, что объяснять надо так:
1. Не использовать специализированные термины.
2. Не углубляться далеко в теорию
3. Обяснять надо рассматривая конкретную проблему человека
4. Вообще ничего не объяснять, если человеку это не интересно.
Октябрь 8th, 2011 | #
Согласен с Сергеем Белковым.
Октябрь 9th, 2011 | #
Белецкие, при написании очередной статьи всегда мысленно отвечайте на следующий вопрос: «Поймёт ли то, что я пишу, десятилетний ребёнок?»
Октябрь 9th, 2011 | #
Прошу прощения за ошибку в написании фамилии Белова.
Октябрь 9th, 2011 | #