Технологии типирования. Ч1. Кому нужно и как можно типировать
Технологии типирования. Ч1. Кому нужно и как можно типировать
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.
Наша сегодняшняя статья посвящена анализу технологий типирования, их плюсов-минусов и перспектив развития. Рассматривать подробно каждую технологию мы здесь не сможем — это материал для многотомной книги. Например, диагностике по мерностям функций И.Эглит посвятила книгу объемом в 300 страниц (кстати, рекомендуем :). В статье мы сделаем общий обзор методов диагностики и рассмотрим, каким навыками конкретно надо владеть для каждого из методов.
Мы часто пишем, что диагностика как навык нужна не всем. Учиться диагностике долго и непросто. И если не применять потом навык постоянно, возникает вопрос — а зачем? Это с одной стороны. А с другой стороны — без глубокого погружения в предмет, а именно, как, и главное, зачем, определять тип личности другого человека, навык диагностики не встраивается.
По сути, чтобы научиться типировать без напряжения, относительно легко и быстро, нужна специфическая система мировоззрения, в которой обозначено место психологического типа другого человека. Тогда обучение диагностике и навыкам применения знания о психологическом типе человека обретает смысл, который будет двигать вас по выбранному пути.
Мировоззрение выстраивает сам человек. Но если он при этом стремится остаться сугубо в рамках соционики, мы имеем соционического зомби (как метко подметил в комментариях в предыдущему выпуску нашей рассылки Егор).
Кто такой соционический зомби? Это человек, уровень системы мировоззрения которого ограничивается соционическим потолком. В этой системе мотивация человека — себя самого и партнера — ограничивается определенными аспектами, в частности соционическими функциями, входящими в блок ЭГО и СУПЕРИД, а также полюсами предпочитаемых признаков Рейнина (логика или этика, процесс или результат и т.п.) Движущей силой человека в такой системе ценностей является потребность в дополняющем партнере, при этом не совсем понятно, как и чему этот партнер может способствовать. Высшей целью развития становится бытие правильным типом, т.е. реализация всех стоящих перед человеком задач только или преимущественно с помощью функций, входящих в блок ЭГО. Взаимодействие партнеров рассматривается только как взаимодействие их типов информационного метаболизма, с функции на функцию, без учета реалий ситуации и личных особенностей партнеров.
В этой картине мира типирование приобретает преувеличенное значение, т.к. без него — никуда. Невозможно жить и решать задачи, т.к. доподлинно неизвестно — с помощью чего. Невозможно общаться с другими людьми, т.к. опять же не понятно как — с какой функции, куда и т.д. (те, кто читал наш «Краткий путеводитель по соционике» уже поняли, что это «физический уровень взаимодействия»). ссылка >>.
Такая картина мира в нашей подаче выглядит несколько ущербно, поскольку у нас другое мировоззрение. Но мы понимаем, что для многих подобный подход — естественный и единственно приемлемый. Без проработки своих внутренних ограничений и без посторонней помощи некоторые люди просто не готовы выйти в реальную жизнь, которая напоминает зону турбулентности и требует высокой личной ответственности и осознанности, и ничем не напоминает застывшую соционическую картинку с 16-ю типами, в которой каждому отведена строго определенная роль. И мы пишем наши статьи единственно для того, чтобы приоткрыть занавес и предложить людям повод задуматься, на что в своей жизни опираются они, каким они видят этот мир, что для них действительно ценно и т.д.
Впрочем, с «физического уровня взаимодействия» наши аргументы тоже кажутся ущербными или даже опасными, что иногда проявляется в комментариях к нашим статьям. С нашей точки зрения независимо от позиции, любое осознанное внимание к вопросу «Быть или не быть типом» идет только на пользу и соционике, и каждому отдельному человеку.
Вернемся к типированию. Чем меньше человек отождествляет себя со своим соционическим типом, тем меньшее значение в его жизни отводится определению типа другого. Свой тип, конечно, знать необходимо, т.к. это помогает без дополнительных затрат осознать задачи, которые мы выполняем неуверенно, и где нам требуется помощь другого или наше повышенное внимание. Но чтобы осознать эти задачи необязательно учиться типированию…
Что же касается технологий диагностики, то мы используем 6 независимых способов определения типа. Они представлены на схеме.
В продолжении статьи мы с вами проанализируем каждый из этих методов по следующей схеме:
» достоинства и недостатки метода;
» навыки, которые требуются для овладения данным методом диагностики;
» на каком этапе диагностики целесообразно применять метод;
» подходит ли метод скорее для выдвижения версии типа или для ее проверки;
» на каких тренингах и, главное, как мы обучаем этому методу типирования.
Как всегда, интересно. Ждем продолжение.
Апрель 28th, 2012 | #