Блог тренингового центра Белецких

Быть или не быть или Основной вопрос соционики

Июнь 22nd, 2011

Быть или не быть или Основной вопрос соционики
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.


Те, кто еще застал в вузе философию марксизма, возможно помнит об «основном вопросе философии» — как относятся сознание (дух) и материя.

В соционике есть свой «основной вопрос» — как соотносятся между собой тип и наше внутреннее Я. Иначе говоря – быть или не быть типом. В зависимости от разрешения этого вопроса строится вся программа обучения соционике и рекомендации «что делать?».

И в самом деле, приходя изучать соционику, люди говорят о множестве целей. Среди них улучшение взаимоотношений, карьерный рост, повышение качества жизни. А когда начинаем вместе разбираться и углубляться, оказывается, что, как правило, это цели промежуточные, и, в конце концов, все сводится к одному – понять себя, свои истинные потребности, развить себя в соответствии со своей внутренней сущностью.

В зависимости от того, как конкретный соционик решает «главный вопрос соционики», он и предлагает тот или иной способ развития.

  1. Типом быть. Тип и внутреннее Я – это одно и то же. Чтобы познать свою внутреннюю сущность нужно как можно ближе приблизиться к «чистому типу». Т.е. избавиться от «масок», «искажений типа» и вести себя так, как положено типу. С кем положено жить, дружить, где положено работать и воспитывать детей, чтобы они с самого детства стали такими же «чистыми типами».
  2. Типом не быть. Тип и внутреннее Я – разные сущности. Психологический тип есть, о нем важно знать, его нужно изучать, принять, осознать, как он проявляется, но в процессе развития осознанно вынести его за скобки как ограничение. И просто жить, решая возникающие в жизни задачи, вступая в те отношения, которые жизнь предлагает, просто жить и наслаждаться жизнью.

Несколько слов о терминах. Часть специалистов, говоря о личности, имеют в виду внутреннее Я и наоборот. Но это не одно и то же.

Когда мы говорим о личности, мы понимаем под этим, что индивид, взаимодействуя с миром и включаясь в социальные связи, перенимая опыт социума, общества определяет для себя место, позицию, которую он  сам занимает в мире. Он становится способен на сознательные действия, в том числе, противоречащие общепринятым. Личное проявляется в активных, сознательных поступках, и чем больше действие человека отклоняется от типичных действий большинства людей, тем вероятнее, что за ним стоят внутренние личностные факторы (личностная предрасположенность).

А под «Я» в психологии чаще всего понимают центральный объединяющий элемент психики, вокруг которого человек формирует ключевые черты своей личности и накапливает опыт (подкрепляющий его представление о себе). В западной психологии обычно считается, что сознавание этого Я и его стабильность связаны с закрепившимися в психике ранними детскими переживаниями.

Но так понимают Я далеко не все. Часть психологов склонны рассматривать подлинное (истинное) Я человека как психический центр более высокого порядка, как пребывающее над эго (эго — часть психики, которая осознает сама себя и заведует приспособлением к реальности) и с  травмами и условными реакциями психики не связанное.

Например, Юнг считал Я (иначе называемое — «самость») отдельным от эго и обладающим абсолютной властью над психикой, центром психического, вокруг которого сосредоточиваются все другие факторы – и сознательные, и бессознательные. Открытие собственного Я (по Юнгу) — процесс обретения Бога внутри себя. Дальше мы будем придерживаться юнговского определения внутреннего Я.

Итак, если мы следуем первому направлению и выбираем «типом быть», то, даже расширяя свой соционический репертуар, в том числе по маломерным функциям, все равно остаемся рабом своей модели информационного метаболизма. Выстраиваем свои жизненные приоритеты, постоянно оглядываясь на информационные возможности. И тут есть очень большой соблазн. Такой подход очень хорошо служит нашей социализации, в том смысле, что мы становимся правильным типом и выполняем правильную типную функцию в структуре общества. Это незатратно и удобно. Собственно, эта типная функция и возникла в процессе эволюции общества и служит для его дальнейшего развития. Идя по этому пути, мы отрекаемся от себя, и так и не осознав себя, служим общему, общественному.

Мы придерживаемся второго направления — типом не быть. Да, тип дан нам от рождения, в процессе жизни он не изменяется, но Я и тип не тождественны. Я шире, чем эго, шире, чем тип. Мы считаем, что изучение соционики необходимо человеку, чтобы осознав свои истинные возможности и ограничения (типные, и по образцу — гендерные, социальные и др.),  выйти на уровень осознания своего истинного Я, своих настоящих жизненных задач и ценностей.

Многие отрасли психологии и направления психотерапевтической практики подходят к развитию личности сходным образом. Освободиться от ограничений, травм, чтобы принять то, что дарит  жизнь. В этом сходство соционики (если понимать ее как Путь к Себе) со многими течениями современной психологии, восточными учениями. Каковы конкретные методы соционики, и что нового она привносит в развитие личности по сравнению существующими психологическими течениями, мы разберем в отдельной статье.

Ну, а из сказанного понятно, что основная задача в начале изучения соционики – определение роли и места типа в структуре личности и в целом в нашей жизни. Именно этой задаче посвящен наш базовый учебный курс. Да, тип, его возможности и ограничения важны для нас, для нашей жизни, и все же мы считаем, что человек рожден не для того, чтобы быть типом.

А что думаете Вы?

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

9 коммент. »

  1. Корнилов Егор :

    В целом — верная позиция в части восприятия ТИМа как «возможности и ограничения», точно так же, как гендер и прочее. Однако, как мне кажется, «основной вопрос» в данном контексте поставлен неверно. По большому счету, нельзя типом «быть» — в онтологическом смысле; но нельзя им и «не быть» — уже в смысле функциональном.
    «Бытие» типа — относительно, социально, коллективно; «небытие» — бытийственно, сверхличностно. ТИМ — один из слоёв «экзистенциальной скорлупы», пробив которую, можно выйти к Себе и к Бытию.

    Июнь 23rd, 2011 | #

  2. Корнилов Егор :

    … Но, пока скорлупа не пробита, она необходима для сохранения и развития зародыша души :)

    Кроме того, если уж мы считаем ТИМ социально-функциональным образованием, одним из первичных, возможно, врождённых фильтров социализации индивидуума (а это скорее верно) — необходимо задуматься о том, случайно ли дан нам именно этот личностный инструмент. Я думаю — не случайно; более того — ТИМ связан с кармической задачей данного воплощения. Так же, как гендер и прочие врождённые факторы. И если осознаваемая человеком личностная или сверхличностная задача не поддержана врождённым функционалом — правильно ли она осознаётся?
    Трансвеститы, например, в душе часто ощущают себя противоположным полом, но нормальным сие признать трудно; это скорее ошибка в самоощущении и самоидентификации. :)

    Июнь 23rd, 2011 | #

  3. Сергей Белецкий :

    Егор, спасибо за комментарий. Как нам кажется, Ваш подход не противоречит, а скорее разъсняет нашу позицию.
    С нашей точки зрения вопрос Быть или не быть адресуется именно к личностной позиции человека, задача которого определиться, кем он себя считает и от чьего лица проживает свою жизнь. Осознав функциональное назначение ТИМа как инструмента, как средства, а не как цели, и, собственно, экзистенциальную сущность задачи, люди достигают большего.
    Нам не совсем понятно, что Вы имеете ввиду, говоря об «экзистенциальной скорлупе» в контексте ТИМа, поясните, пожалуйста.

    Июнь 23rd, 2011 | #

  4. Сергей Белецкий :

    Почему не поддержана? Пока не могу представить такую ситуацию.

    Июнь 23rd, 2011 | #

  5. Корнилов Егор :

    Думаю, да, наши позиции не противоречат друг другу. Мне просто кажется опасным заострённая в статье дуальность Я-ТИМ: она намекает на выбор там, где выборе нет — только дополнение.

    «Экзистенциальная скорлупа» вообще — это оболочка индивидуального бытия, отделяющая от Бытия целостного. Сюда входят все обстоятельства конкретного, частного бытия, а также все «экзистенциальные данности», включая конечность человеческого существования и ограниченность Я. Всё обыденное бытие проходит в такой «скорлупе». Индивидуация, стремление к Самости есть процесс проклёвывания «скорлупы». Большинство данностей бытия, включая ТИМ, пол и т.д. — короче, само Сознание и его производные — это одновременно и сама «скорлупа», и «клюв», её клюющий, если вообще клевание (развитие) имеет место быть. ТИМ, как и всё остальное, есть «возможность и ограничение»; поскольку это ограничение, ТИМ есть «скорлупа», а поскольку возможность — «клюв». Задачей развития личности является осознание всех своих «клювов» и «скорлуп» — и осознанный перенос центра тяжести на «клювы».
    ТИМ должен быть осознан двусторонне — и с помощью его сильных сторон, со ставкой на них, в конечном итоге должен быть «растворён» в Целостном Сознании.
    Но это очень долгая история. :)

    Июнь 23rd, 2011 | #

  6. Корнилов Егор :

    Пример непддержанности (превратно) осознаваемой личностной задачи функционалом: я хочу быть директором банка, но у меня нет организаторского таланта, аналитических способностей, нужных связей (и умения их наладить), большого наследства и вообще здравого смысла. А вообще-то я прекрасный повар. Но шеф-поваром в дорогом ресторане моя самоидентификация меня почему-то не видит :)
    Но это на уровне профессии. На уровне личности и личностного развития бывает то же самое: человек «не туда идёт». Мы не имеем совсем уж полной свободы в самореализации, до тех пор, пока над нами довлеют кармические предрасположенности. Мы имеем определённую задачу, цель, а также протянутую сквозь время траекторию оптимального развития, которая выполняет роль аттрактора: мы можем от неё отклоняться, но обстоятельства выравнивают эту траекторию, не позволяя уйти далеко («от судьбы не уйдёшь»). Да, в этом мировосприятии есть некоторый фатализм, но этот фатализм не тотальный. Свобода личности относительна. ТИМ — один из элементов несвободы («скорлупы»), ведущий при правильном использовании («клюв») к окончательной свободе. ТИМ связан с кармическими задачами, которые не всегда понимаются верно. Но, если они поняты и приняты к действию — оптимальная траектория судьбы сквозь время выстраивается почти на автомате.

    Июнь 23rd, 2011 | #

  7. Сергей Белецкий :

    Конечно, и именно эта «автоматичность» и является индикатором, что человек движется туда. Получая удовольствие от самого процесса, даже если он в настоящий момент находится не в лучших жизненных обстоятельствах. А В Вашем примере про повара, на мой взгляд, доминирует Эго-позиция. Человек чего-то хочет, а значит он уже сбился с пути и не нейтрален.
    А относительно выбора. В том смысле, о котором Вы пишите, выбора безусловно нет. Мы же говорим о позиции человека. И оптимальной интеграции личностного и социального, прежде всего для адаптации и, в последствии, для реализации Миссии. Слишком большое количество людей в настоящее время вовлечены в процесс становления правильными ТИМами. Вы и сами об этом, наверняка, знаете. Идет отождествление…И само по себе как процесс это страшно, Вы согласны? Когда люди пишут о своих отношениях, например, называя себя не именами или , в крайнем случае, супругами, друзьми и т.п., а ТИМами :). Мой Джек, мой Драйзер и т.п.
    Мы в основном об этом пишем. А Ваш подход нам очень нравится, особенно стиль изложения. Ирина присоединяется. Если Вы напишите статью на эту тему, мы с удовольствием выложим ее у нас на блоге.
    Проблема выбора и осознания Пути, проблема состояния_идущего по Пути, вообщем интересных тем огромное количество.
    Интересна Ваша фраза:
    ТИМ должен быть осознан двусторонне – и с помощью его сильных сторон, со ставкой на них, в конечном итоге должен быть «растворён» в Целостном Сознании.

    Мы на тренинге делаем такие медитации, на слияние.

    Июнь 23rd, 2011 | #

  8. Корнилов Егор :

    Процесс становления «правильными ТИМами» — безусловно, беда, но беда не только соционики. Это — один из способов уйти от самоосознания и самоидентификации, заменив их готовым ярлыком, в данном случае — соционическим. Бывают и другие ярлыки: национальные, имущественные, статусные, профессиональные, фанатские (я — болельщик «Спартака») и т.д.
    «Теперь я знаю, кто я есть, и как мне ПРАВИЛЬНО поступать»: Берновский Послушный Ребёнок нашёл себе эрзац-Родителя в виде идеи ТИМа. В Юнговском же смысле это — ещё одна грань Персоны. От страха от внутренней пустоты лихорадочно ищется — и всегда находится — легиТИМная роль, которую можно играть, избегая осознания своей индивидуальности. В таком случае известные ТИМные черты часто утрируются, и чем неестественнее человек, тем сильнее иллюзия возврата к «чистому ТИМу». Иначе: «Я — не просто болельщик, я — истинный болельщик «Спартака»!!! 😈 Клинический болельщик, ага.
    В общем, описанная Вами проблема — частный случай общей социальной проблемы «полого человека», внутренний мир которого неосознан, а возникшая на месте его пустота держится на подпорках внешней личностной идентификации.

    Насчет статьи — я подумаю о теме :)

    Июнь 23rd, 2011 | #

  9. Ирина Белецкая :

    Егор, всеми руками за!
    Конечно, проблема шире, мы так к ней и подходим, но не со всех концов одновременно, а с близкого к нашей родной соционической аудитории. Чтобы был повод задуматься…и что-то поменять.
    Соционике, на наш взгляд, сильно не хватает таких полемичных, грамотных, на высоком уровне владения словом, статей. Статей, имеющих социально-прикладную направленность, побуждающих к духовному деланию. Я сама не мастер такого стиля, но у Вас, мне кажется, это отлично получается. И читается с увлечением. :)

    Июнь 27th, 2011 | #

Комментировать

:mrgreen: :neutral: :twisted: :shock: :smile: :???: :cool: :evil: :grin: :oops: :razz: :roll: :wink: :cry: :eek: :lol: :mad: :sad:


RSS для этой записи | TrackBack URI

ИДЕТ ЗАПИСЬ

Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (925) 642-51-82


Книга Ирины Белецкой "Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина" на ОЗОНе

Разделы

Свежие записи