До пяти лет меня звали «Заткнись!»
До пяти лет меня звали «Заткнись!»
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.
Спасибо Игорю Радько за удачную шутку на тренинге.
В этой статье хотим рассмотреть одну из важнейших функций модели А — базовую.
Базовая задает программу всей остальной модели. Именно над решением поставленной ею задачи — «программы» — работают все остальные функции. Об этом много написано, мы же хотим внимательно рассмотреть вопрос об искажениях базовой функции, в чем конкретно они проявляются, как это влияет на дальнейшую жизнь человека, и можно ли это исправить.
Будем говорить что тип «искажен», если человек устойчиво, в разных ситуациях воспринимает, перерабатывает и выдает информацию нехарактерно для представителя своего ТИМа. Насчет «воспринимает и перерабатывает» мы можем оценить только по косвенным признакам, но вот что он выдает — наблюдаем непосредственно.
Начнем с причин. Причиной любого искажения нашего ИМ является неблагоприятная информационная обстановка, как правило, еще в детстве. На влияние такой обстановки на ТИМ писал еще К.-Г. Юнг во введении к «Психологическим типам»: «При ненормальных условиях, то есть там, где дело идет о крайне сильных и при этом ненормальных установках у матерей, детям может быть навязана относительно однородная установка насилием над их индивидуальным предрасположением, которое, быть может, избрало бы другой тип, если бы не помешали этому ненормальные внешние условия». [4] Позже на эту тему искажений типа писали соционики (см. например, [2, 3]).
Какая же обстановка неблагоприятна для развития нашей базовой функции? Очевидно, когда информация по соответствующему аспекту не подается в достаточном количестве, т.е. минимальна. На что это повлияет? Человеку нечем будет наполнить соответствующий аспект: опыт будет приобретаться минимальный, опыт не с чем будет соотнести, т.к. нормы при отсутствии информации, скорее всего, будут размыты, ситуативная активность также не сформируется, т.к. в ситуации минимизации информации и активность по этому аспекту не будет приветствоваться. Это классическая ситуация, когда ребенок и родитель (воспитатель) находятся в конфликтных или ревизных отношениях (ребенок — ревизор). Мало будут наполнены вектор опыта, норм и ситуации базовой функции, но останется неприкосновенным вектор глобальности, т.к. в этих отношениях у старшего нет средств поколебать уверенность ребенка по аспекту его базовой функции. И в итоге сформируется эдакий «маленький профессор» по Э.Берну, который думает, что все знает, но, при этом, ничего не умеет.
Решить эту ситуацию в зрелом возрасте можно. Человеку необходимо осознать, что с ним происходило в детстве и начать усиленно накапливать позитивный опыт действий по базовой функции, который у него пока отсутствует. И учиться доверять себе по аспекту своей базовой функции. Это сложно, т.к. требует высокого уровня осознанности. Но постепенно успешный опыт перевешивает.
В литературе часто указывается, что лучший воспитатель — дуал, а учиться лучше всего у тождика. Достаточно спорное утверждение, особенно в части дуала — информационные возможности слишком уж различны. Это возможно, если воспитатель абсолютно осознанно заполняет слабые функции ребенка, что трудно реализуемо в ситуации жизненной, бытовой.
А тождик, так ли он хорош в качестве родителя? У экстравертов и у интровертов здесь совершенно различная ситуация.
Начнем с экстраверсии.
Вот несколько высказываний людей по аспекту базовой функции: «Я всегда избегала излишнего проявления эмоций, т.к. не хотела быть похожей на маму». «Я часто замечаю, что не могу приступить к какому-либо делу. Просто не могу и все». «Не уверен, что осилю». «Не знаю, получится ли у меня». Видно, что человек по аспекту базовой функции, мягко говоря, не очень уверен в себе. Из-за чего это получается в отношениях ревизных и конфликтных — понятно, а может ли тождик сделать со своим ребенком такое?
Может. Таких случаев, к сожалению, много. Ребенок своими проявлениями по аспекту базовой функции раздражает родителя-тождика. Почему это происходит.
1. Экстравертной базовой функции всегда слишком много, причем, много — вовне. Она присутствует во всех проявлениях нашего ребенка.
2. Любой ребенок чудовищно самоуверен по аспекту своей базовой функции — «маленький профессор» по Э.Берну, который думает, что все знает, но, при этом, ничего не умеет.
3. Прямые указания родителя не воспринимаются всерьез (см.п.2), что раздражает и вызывает у родителя желание настаивать на своем и даже наказать (родители — тоже люди :).
4. Из-за чрезмерной (как у любой базовой функции) активности родителя-тождика по соответствующему аспекту у ребенка формируется синдром выученной беспомощности. Ведь родитель все равно умеет и делает лучше, и не упускает случая об этом сказать. Поэтому я точно знаю, что я этого толком не умею. Зачем тогда даже пытаться делать, мама/папа все равно будут недовольны, так пусть лучше сделают сами как нужно.
5. Накапливается опыт неудачного реагирования по аспекту базовой функции, что в дальнейшем будет мешать ее адекватно ценить и использовать для продвижения по разным жизненным направлениям.
Исправить ситуацию тоже можно, но сложнее. Уже заложено сомнение в том, что базовая функция — хороша. Причем информация приходит от самых значимых в жизни ребенка людей — от его родителей. Основной вектор внимания как и в предыдущем случае должен быть направлен на повышение самооценки в целом, на формирование успешного опыта по аспекту базовой функции и его закреплению.
Теперь нам с вами осталось посмотреть, как искажение базовой функции проявляется у людей разных типов.
Начнем с экстравертов. Они — более заметны, и их базовые функции в детском варианте наиболее асоциально проявляются. Дети пока еще не понимают, что нужно дозировать меру воздействия и лупят, что называется, наотмашь.
Волевая сенсорика. — ЧС.
Основной мотив детей с такой базовой функцией — я должен это иметь, потому, что хочу. А кто мне не дает, тому — в глаз. Без лишних разговоров. У кого в семье есть маленькие Наполеоны или Жуковы, знают, что объяснить, почему хотеть плохо, неправильно, неуместно, некрасиво, несвоевременно и т.п. — невозможно. Сам факт появления желания в мозгу у ребенка уже достаточный повод для его удовлетворения. Осознавать себя частью социума ребенок начнет ближе к подростковому возрасту, тогда его базовая функция станет более управляемой, а до этого времени… Многие родители предпочитают старинный способ — поперек лавки и по попе. Для детей этого типа это ужасная не только психологическая, но и информационная травма. Во-первых, это соционический трезубец [1]. Напомним, в него входят базовая, ограничительная и болевая функции. Насилие и причинение боли — ЧС+БС, а там, в зависимости от типа — «козел, дурак упрямый» или еще хуже — «это же моя мама, моя любимая мама…». Во-вторых, это накопление негативного социального опыта — решение вопросов с помощью силы.
Родителям, воспитывающим такого ребенка, достаточно сложно выстроить с ним комфортные отношения. Ведь отношения должны быть уважительные, никакие другие базовая ЧС не приемлет. А уважать-то в три года не за что! Нет достижений! Многим родителям не понятно, почему это они должны уважать этого сопляка, который смеет говорить, что он тут — главный.
И вот парадокс: с одной стороны — гиперзавышенные требования к себе и к окружению, а с другой — страх не справиться, т.к. опыт достижений, успешных результатов может и не сформирован еще. А жизнь сложная, одного упорства для достижения цели часто бывает мало, вот и опускаются у базового ЧС руки. И весь потенциал его базовой функции реализуется в склоках с домашними и сослуживцами, по мелочи.
Интуиция возможностей. — ЧИ.
Это про этих детей говорят, что до пяти лет его звали «Заткнись!». Основной мотив детей с такой базовой функцией — мир полон волшебства и фантазий. Такого ребенка интересует буквально все — из чего что состоит, как все это связано. Это классический вариант почемучки. Естественная любознательность ребенка сталкивается с традиционным ограничением — «не сейчас, подойди позже» — опять трезубец. А когда ребенок начинает фантазировать и креативить, а особенно ярко это проявляется в школьные годы, его резко осаживают. И формируется устойчивая связка: «Не время для фантазий, они никому не интересны». И, как сказал один наш знакомый Дон Кихот ()0, ИЛЭ), возникает творческая импотенция. Восстановить эту функцию, наверное, сложнее всего — идеи не приходят по заказу, страх получить трезубцем перекрывает поток идей. Поэтому мы так часто слышим: «Я не могу быть базовым интуитом, я совсем не вижу возможностей/вариантов».
Этика эмоций. — ЧЭ.
Вы встречали «тихих» Гамлетов? А Гюго? Мы, если честно, других практически и не встречаем. И первый вопрос, которые люди этих типов задают на диагностике: «А где же моя базовая этика эмоций?» Нету, волки съели. Что еще остается ответить? Ребенка, который проявляет эмоции, даже не чересчур бурно, а просто умерено, выносить рядом долгое время довольно сложно, громко очень. Или смешно. Шумно — в любом случае. И мама ему скажет: «Не шуми, ты ведешь себя не красиво, всем мешаешь». И ребенок перестанет проявлять эмоции. Иногда — на всю жизнь. Куда денется его базовая функция? Никуда, к сожалению, просто испытываемые эмоции будут в виде бурь проноситься внутри и лишь изредка смогут прорваться наружу…Что уж они там, эти эмоции внутри натворят — тема отдельной большой статьи для психотерапевтического журнала.
Деловая логика. — ЧЛ.
Эти дети чудовищно самостоятельны и независимы в вопросах, что и как делать. Но и родители их — не промах. Все знают лучше и на много шагов опережают. И подсказывают, и навязывают… В результате дети не хотят вообще ничего делать. Боятся (часто подсознательно) сделать самостоятельно даже минимальный шаг. Хотя все знают и другим рассказывают, что эффективно, что — оптимально. Из них часто получаются хорошие учителя, они знают, как учить. Но делать сами — не делают.
Степень информационного искажения базовой функции ребенка обратно пропорциональна активности его родителя — тождика по аспекту базовой функции. Дети-экстраверты в присутствии родителей — тождиков склонны избыточно отстаивать свою самостоятельность и независимость по аспекту базовой функции. Задача же родителей детям помочь. Не давя и не давая указаний, а задавая вопросы, которые помогут ребенку самому сориентироваться.
Все вышесказанное касается экстравертных аспектов. Интровертам, можно сказать, повезло. У них все по-другому. До их святыни — базовой функции — особенно не докопаешься. Все для себя, любимого. И отношение к людям, и комфорт-гармония, и система ценностей, и мистические переживания. Базовая функция не наполняется, если в семье неблагоприятные информационные отношения. А если родитель — тождик, наоборот. В соответствующей среде интровертная базовая функция активнее проявляется и тянется за более сильным партнером.
Практические выводы:
1. Самоидентификация по модели А затруднена, если есть искажения базовой, а, следовательно, и других функций. В этом кроется одна из сложностей в принятии версии. Ну нет базовой функции — и все тут!
2. Искажения базовой функции по описанным выше причинам присутствуют у многих экстравертов.
3. У интровертов базовая функция бывает искажена, если в семье складывались неблагоприятные информационные отношения.
4. Любую ситуацию можно исправить, если есть желание. Действия следующие: постепенно, шаг за шагом мы накапливаем и фиксируем опыт успеха по аспекту базовой функции, и опираясь на него, учимся себе доверять.
Литература
1. Белецкая И.Е., Белецкий С.А. Вилы в землю! // Психология и Соционика Межличностных Отношений (в редакции)
2. Ермак В. Д. Искажения ТИМ психики и достоверность идентификации // Соционика, ментология и психология личности, 2008, № 3.
3. Матвиенко М.А. Тип информационного метаболизма и миссия — противоречивое единство // Соционика, ментология и психология личности, 2007, № 6.
4. Юнг К. Г. Психологические типы. — СПб.: изд-во «Азбука», 1996. — 736 с.
P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.
А почему искажение функции может быть только забиванием базовой ребенка базовой взрослого? Скорее человек с такой же базовой поддержит и поймет что именно ребенок донести хотел
Август 23rd, 2011 | #
Конечно, поймет. Если знает соционику. Да и то сложно удержаться. Экстравертные базовые функции часто асоциальны в своих непосредственных проявлениях, даже у взрослых, а тем более — у детей.
А если не знает соционики — ему, родителю, будет очень сложно…Ведь сам факт, что все люди разные, в том числе и по степени заполнения функций — ему пока неизвестен. И реагирует он, скорее всего, из соображений здравого смысла и любви — показать своему ребенку лучшую модель поведения.
Август 23rd, 2011 | #
Кстати, искажение может быть не только по этой причине, но по этой — очень часто.
Август 23rd, 2011 | #
Тема безумно интересная.
Получается, что тождик развивает и помогает только при условии равного или близкого опыта (наполнения) аспектов. Родитель-тождик может подавить и внушить комплекс неполноценности, Р-ревизор еще хуже, задавить всякое желание проявляться по своей сильной функции. Родитель-дуал — разбаловать по суггестивным аспектам и функциям (по тем, на которые у ребенка запрос).
Сразу возникает вопрос — какие же тогда отношения между родителем и ребенком (в соционическом разрезе) являются оптимальными для ребенка?
Август 23rd, 2011 | #
Интересная и полезная статья. Спасибо.
Август 23rd, 2011 | #
Мил, вот веришь — сама как родитель думаю над этим. И понимаю, что таких отношений навееное нет. Ибо двумерные будут мочить базовую, так же как и трехмерные — и все. Вариантов мало. Единственный способ — все-таки любить детей и позволять им быть. Но это уже за пределами соционики.
Август 23rd, 2011 | #
Потрясающая статья! Тема отдельного тренинга для экстравертов с обучением их умению оценивать себя, накапливать положительный опыт и закреплять…
Август 24th, 2011 | #
Мой опыт противоречит изложенному в статье. У меня дочь 17 лет — мой тождик. И я неоднократно замечал как информация «усвоенная и переваренная» мною, практически без особых усилий с её стороны, «возникает и работает» у неё.
Положительные примеры: 1.Когда у неё получились «провалы» по физике за несколько месяцев — достаточно было двух часов занятий, чтобы убрать их и после этого по инерции она ещё полгода была лучшей ученицей по физике ( это при отсутствии у неё любви к этому предмету )
2. Когда я «освоил » соционику — она в 15 лет, почти без усилий, разобралась в ней и самостоятельно «оттипировав» своих одноклассников наладила с ними взаимотношения.
3. Нам нравятся одна и таже музыка и книги и т.д.
Отрицательные примеры: 1. Она, до сих пор с ужасом, вспоминает с какими криками папа в 5 лет учил её читать. 👿
Август 24th, 2011 | #
А вот ссылка http://www.socionics.org/theory/Default.aspx?load=filatova2.html, где даётся информация о повышенной вероятности рождения ребёнка — тождика отцу и дуала матери.
Самые комфортные воспоминания о детстве у меня связаны с пребыванием у дедушки с бабушкой ( дед- тождик , бабушка — дуал)… и т.д.
Когда тебя ругает тождик — ты понимаешь «справедливость» этих упрёков.
Август 24th, 2011 | #
Сначало хочу сказать вам: СПАСИБО! У вас очень интересные и хорошо написанные статьи. Я не так давно знакома с соционикой и не так хорошо поэтому может задам странный вопрос:oops: У меня дочь 5 лет судя по всему Гюго (как вариант Гамлет) Но шумит она так что даже в садике спрашивают: Умеет ли она тихо говорить??? Подскажите пожалуйста, как выжить в этом эмоциональном фантане, поняла что угоманивая её и прося говорить спокойнее наношу вред, но как быть?? Встречала где-то информацию что БЭ можно выключить включив БЛ, ЧЭ соответственно переключить на ЧЛ, на сколько это правда и воообще разумно ли так поступать. Я просто иногда сума схожу от этого напора.
Август 25th, 2011 | #
Александр, это замечательно, что у вас такой опыт :). Он, на мой взгляд, не противоречит написанному в статье — он расширяет видение. Писать о том, что у тождиков отлично идет обмен информацией — ну об этом пишут все. А вот почему бывают случаи, когда базовая не работает грубо говоря на нас- стоит задуматься. Она все равно работает, но мы не можем на нее опереться — ножки подкашиваются. Это наш взгляд на проблему, который сформировался у нас за годы работы с людьми.
Август 25th, 2011 | #
А по поводу вероятности рождения, здесь очень интеерсно. Вы писали раньше, что у вас трое детей, или я ошибаюсь? Интересно, какого типа третий
Август 25th, 2011 | #
Евгения, спасибо за отзыв.
Такую работу по индивидуальному развитию лучше проводить все-таки индивидуально, или хотя бы частично индивидуально, что мы собственно и делаем. Причины искажений и страхов хоть и носят как правило общий характер, быстрее уходят при работе один на один.
Август 25th, 2011 | #
Вероника, спасибо за отзыв.
Полностью с Вами согласна — очень сложно бывает порой вынести детский шум.
Если подходить к этому вопросу с точки зрения соционики и психологии, можем посоветовать следующее.
1.Старайтесь НЕ оценивать ребенка. Негативные оценки очень больно ранят и закрепляют неудачливость как опыт. При этом они его не продвигают вперед — ведь из оценки не следует, КАК надо себя вести условно ПРАВИЛЬНО.
2. Можно рассказывать сказки о том, как жила одна шумная девочка, а потом она вдруг увидела…и стало все иначе — это Ваше творчество.
3. Эмоциональная энергия должна найти свой выход — рисунки, танцы, пение, игра в театре, музыка. Аккуратно можно помочь ребенку выбрать то, что ему понравится. Смотрите на преподавателей, чтобы они были способны вынести эмоциональный накал.
4. Судя по всему, Вам самой не удобно, когда ребенок шумит в «обществе». Даже если Вы не сделаете ему замечание, но внутри себя будете стыдиться — он почувствует Ваше отношение. И снова негатив — моя мама ко мне плохо относится потому что я шумная. Это Ваш ребенок, и он — такой. Вы ведь его очень любите — покажите ему это.
5. Эмоции действительно приглушаются деятельностью. Но это касается негатива, а можно ли переключить восторг и порыв, и, как Вы справедливо заметили, нужно ли?
6.Рассказывайте о своих чувствах, не оценивая поведение ребенка. Например, мне бывает так сложно понять, о чем человек говорит, если он говорит слишком громко.
Август 25th, 2011 | #
По типам в нашей семье: папа — Дон, мама — Драйзер, старшая дочь 17 лет -Дон Кихот, младшая 6 лет — Жуков, сын 6 месяцев -?. Но уже видно, что отличается от дочек.
Август 25th, 2011 | #
Для наполнения базовой неважно какой Тим у ребенка. он все равно будет получать любую инфу на нее, а обрабатывать творческой. Во взрослом состоянии доберет то, что нужно в любом случае. Будут родители забивать базовую или нет — Тим свое возьмет, в свое время.
Август 27th, 2011 | #
Ой я имела в виду «какой Тим у родителя», извините.
Август 27th, 2011 | #
Ирина, Сергей если такие произошло вот такое забивание, например ЧС… то что делать с этим ?? как исправить ?
Лариса, если есть негатив человек имеет свойство устранять от событий или дел связанных с негативом.
«Будут родители забивать базовую или нет – Тим свое возьмет, в свое время.» Человек не просто ТИМ, а еще и опыт и личность, а ТИМ еще и условно процентов 20% вклада имеет.
ПРосто идёт наполнение негативом и отсюда отстранение от дел связанных с базовым аспектом.
Август 29th, 2011 | #
Хорошая статья, понравилось подробное объяснение про экстравертов. У меня имеется и личный опыт собственного взросления в семье (моЙ ТИМ — СЭЭ, папа — ИЭЭ, мама — СЛИ) и опыт в воспитании своих собственных детей (дочь — ИЛИ, сын — СЛЭ).
Семья у меня была рабоче-крестьянская, поэтому воспитание с помощью порки считалось само-собой разумеющимся занятием для родителей. Помню как отец говорил, что «я не человек, а только пол-человека». Воспоминания самые ужасные об этом периоде. Они всегда со мной до конца моих дней. Я все могу понять, объяснить, но простить и забыть не получается. Это всегда будет стоять между мной и моими родителями, это отравило наши отношения навсегда.
Когда я стала достаточно взрослой и у меня появились свои собственные дети, я точно знала чего никогда не будет в моей семье. Признаюсь, иногда трудно сдержаться, но я не хочу чтобы мои дети ненавидели меня.
Август 29th, 2011 | #
Ребенок 7 лет, Дон, по описанию выше — истинный базовый ЧИ, очень много читает, получая ответы, и рисует, реализуя креативность
Сентябрь 5th, 2011 | #
Ирина, не хватило у меня когда-то фантазии, как обойтись с эмоциями моей гюготины. Но выносить долго я тоже не могла, особенно слезы страшно раздражали. Но, поскольку ТИМ я ее знала, то понимала, что запрещать нельзя. Мы с ней договорились, что у нее есть ее комната, и там она может рыдать сколько ее душе угодно, а также вопить, шуметь и т.д. (также улица в ее распоряжении). И я периодически ей напоминала, что не все люди умеют легко переносить большое количество бурных эмоций, которыми она плещет во все стороны. И что некоторым людям может даже быть плохо от такого напора. Нужно присматриваться к реакции людей. Как-то выжили
«Будут родители забивать базовую или нет – Тим свое возьмет, в свое время.»
Вот с этим я не согласна. Мы уже столько искаженных протипировали. И у всех проблемы родом из детства, из запретов родителей.
Октябрь 9th, 2011 | #
Ирина, мы тоже не согласны, что ТИМ свое возьмет. Точнее он может и возьмет, но ассоциально, так как личность уже искажена и сформирован устойчивый негативный опыт позитивного социально-полезного реагирования по многомерным функциям. И восстановить это с помощью одной только соционики не получается — страхи, в том числе быть отверженными окружением никуда просто так не деваются, к сожалению.
Но взрослые не рыдают, они оч активно возмущаются, с этим проще 
Я маленьких Гюго не знаю, только взрослых
Октябрь 9th, 2011 | #
Да, мы уже тоже почти полностью перешли в стадию возмущалок (13 лет). Но не так давно можно было услышать фразу «что-то давно я не плакала» и тут же находился повод. А уж порыдать над фильмами, так это просто удовольствие на уровне вкусного торта.
Октябрь 10th, 2011 | #
Даже не представляю, как Вы с этим справляетесь. У меня есть опыт с маленькими Гамлетами — с ними получалось, но там ЧС в ценностях, хоть прихватить можно :). А здесь
Октябрь 10th, 2011 | #
Мне когда-то очень помогла мысль, высказанная мужем: когда она рыдает, ей не так плохо, как тебе кажется. Для меня это было просто откровением. Как же так? Я считала нормативно, что люди плачут, когда им плохо. И если мой ребенок плачет, то ему нужно как-то помогать, решать это «плохо», а рыдания на пустом месте (с моей точки зрения) мне казались просто невероятными. Но потом я задумалась, и поняла, что действительно, мне реально плохо, когда она рыдает, а она может переключить плачь на смех в течениие пары секунд и забыть, будто ничего и не было. С тех пор я стала проще относиться к ее воплям-соплям. То есть справляться нужно было не с ее эмоциями, а с моим маломерным непониманием происходящего по ЧЭ. Казалось бы так просто, я знаю, что это многомерный этик, и что для нее такое эмоционирование — это естественно. Но при этом я совершенно не могла справиться со своим состоянием, с этим перегрузом по ЧЭ. Мне нужно было «правильное» пояснение, сдвиг точки сборки.
А гамлету да, нужно показывать, кто тут хозяин. И это тоже, кстати, нагружает мою ЧС, я очень не люблю давить, и вообще как-то задействовать ее для построений. Да, могу, да справляюсь, но неприятно, как будто становишься не собой. Ну, понятно, напяливаешь маску сенсорика второй квадры.
Октябрь 11th, 2011 | #