Блог тренингового центра Белецких

Конфликт между индивидуальным и социальным с точки зрения соционики

Май 3rd, 2011


Конфликт между индивидуальным и социальным с точки зрения соционики
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.

Человек — социальное существо, он не выживает без общества, он формируется в обществе и обществом. Важнейшей частью мира, с которой взаимодействует человек, является социальная среда.

Психика служит для адаптации человека, для его приспособления к внешнему миру, выживанию, достижению целей (которые также возникают из взаимодействия с миром, социальной средой).

Внешняя жизнь человека влияет на его внутренние процессы. Изменения во внешнем приводят к перестройке внутреннего психического плана. Некие существенные свойства мира (наличие у объектов мира ряда свойств, например, детали-целостность, непрерывность-дискретность, постоянство-изменчивость, внутреннее-внешнее и пр.) с необходимостью образовывали и влияли на структуру и деятельность общества и в свою очередь сказывались на дифференциации психических свойств членов общества. Процессы дифференциации функций на уровне психики и на внешнем социальном деятельностном плане шли параллельно.

Побудительной причиной для дифференцирования функций была, конечно, как всегда и повсюду в природе, настоятельная необходимость. Юнг упоминает, что в V веке до н.э. отдельный индивид имел возможности всесторонне развивать свои качества и способности благодаря тому, что «тысячи его ближних томились в условиях жизни тем более, во всем ограничивающих и искалечивающих их. Единичные представители достигали, правда, высокой индивидуальной культуры; коллективная же культура была чужда античному миру». (Юнг, 2008)

В процессе развития производительных сил общества из поколения в поколение требовалась все большая дифференцированность психических функций.

Психологические типы формировались параллельно с дифференциацией социальной среды, а та, в свою очередь, возникла в процессе эволюции, как необходимое свойство вида, дающее ему преимущество перед другими видами.

«Вследствие одностороннего пользования силами индивид неизбежно придет к заблуждению, но род — к истине» — пишет об этом Шиллер в «Письмах об эстетическом воспитании человека» (1795).

Дифференциация на внешнем плане позволила осуществить скачок в производительности за счет специализации членов общества и соответственно лучшей их приспособленности к деятельности, которой они занимаются.

Т.о. дифференцированность психических функций возникла как результат закономерного развития общества. Технократический подход общества к его членам позволил сформироваться и закрепиться 16 типам информационного метаболизма, в единении которых скрыты неограниченные возможности и по обработке, и по переработке информации, а также по выработке на ее основе оптимального решения.

Однако, согласно Юнгу же, такое разделение несет в себе конфликт — человек с дифференцированным сознанием, особенно когда он склонен отождествлять себя с некоторой его частью, перестает быть человеком во всей полноте этого слова, а воспринимает себя только как ЭГО, в терминах соционики – как базовый психический блок. Общество ценит человека постольку, поскольку ценит его базовый блок.

«…предпочтение более ценной функции приносит существенную пользу обществу, нанося вместе с тем ущерб индивидуальности. Этот ущерб простирается так далеко, что организации нашей современной культуры стремятся к полному погашению индивида; последнее достижимо потому, что они основаны только на механическом использовании отдельных, привилегированных функций человека. Считаются не с людьми, а только с одной дифференцированной функцией их. В коллективной культуре человек представлен не как таковой, он лишь представитель какой-либо одной функции, более того, он отождествляет себя с этой наиболее ценной функцией, отрицая причастность остальных неполноценных». (Юнг, 2008)

Проблема формирования гармоничной личности рассматривалась Юнгом через осознанное отделение типных свойств, а также проявленных в психике архетипов (скрытых образов, приходящих в сознание из коллективного бессознательного).

«Распадение гармонического взаимодействия психических сил в инстинктивной жизни подобно вечно открытой, никогда не заживающей ране Амфортаса, потому что дифференцирование одной функции из многих других неизбежно влечет за собою чрезмерное разрастание ее и вместе с тем запущение и искалечивание других функций» (Юнг, 2008)

Замыкаясь в деятельности по блоку ЭГО, мы игнорируем другие функции и части личности и все более сливаемся с ЭГО, т.е. отождествляем себя со своей частью. Другая наша часть вытесняется, переходит на бессознательный уровень (по Юнгу), откуда время от времени напоминает нам о себе — в сознание всплывают неадекватные, архаические (о чем мы, разумеется, не подозреваем) образы, которые кажутся нам очень притягательными, и порой они негативно влияют на наше поведение, самооценку, деятельность.

Юнг писал по этому поводу: «Однако и в высокодифференцированной функции не следует искать и находить высшую индивидуальную ценность, а может быть лишь высшую коллективную ценность – в том случае, конечно, если она доразвилась до того, чтобы представлять собою коллективную ценность.» (Юнг, 2008)

Даже среди малодифференцированных функций могут быть скрыты значимые индивидуальные ценности, которые являются для их носителя «драгоценнейшим кладом, жизненной ценностью, доставляющей единичному человеку чрезвычайную интенсивность и красоту жизни, чего он тщетно искал бы в функциях коллективных. Дифференцированная функция дает ему, правда, возможность коллективного существования, но удовлетворения и счастья жизни она ему не дает, потому что они достигаются лишь раскрытием индивидуальных психических богатств» (Юнг, 2008)

Таким образом, советы развивать блок ЭГО, концентрироваться в деятельности только на функциях блока ЭГО не кажутся нам разумными. Также не кажутся нам разумными советы развивать любой другой блок (функцию, аспект), потому что это также приводит к однобокости человека и конечном счете – его неадаптивности в обществе.

В наше время зияет глубокая пропасть между тем, что человек есть, и тем, что он собой представляет, иными словами, между человеком-индивидом и человеком, функционирующим как часть коллектива. Функция его развита, индивидуальность же – нет.

Однако на определенном этапе развития общества ценность определенных типов переработки информации вышла на первый план, в то время как ценность остальных – понизилась. Общество перестало быть гармоничным, т.к. некоторая часть его членов остается не до конца востребованной. И здесь мы имеем уже двухуровневый конфликт. Первый уровень – о котором писал Юнг, между индивидуальным и типным. В технократическом обществе человек рассматривается с точки зрения полезности его вклада в развитие производительных сил общества. Его потребности, связанные с развитием полезных обществу свойств личности удовлетворяются. При этом индивидуальные качества, обусловленные ценностно-смысловой сферой, могут быть лишь частично востребованы, а то и вовсе оставаться «за бортом», а потребности, с ними связанные – не удовлетворяются.

Второй уровень конфликта заключается в том, что не все психические свойства личности одинаково востребованы обществом, ориентированным на извлечение прибыли путем повышения производительности труда только за счет автоматизации труда, применения новых технологий и т.п.

В культуре логика имеет приоритет над этикой, сенсорика – над интуицией, экстраверсия над интроверсией.

Но наметились и определенные тенденции к изменению ситуации. Рациональность и иррациональность в нашем обществе на короткое время поменялись местами (общество из сверхрационального, стало крайне изменчиво-иррациональным), а теперь в относительно стабильный период развития общества установился их новый баланс (Белецкая, 2007). В плане других дихотомий уже наметились определенные сдвиги. За последние десятилетия наметился активный сдвиг дихотомии сенсорика-интуиция в сторону интуиции, это можно отследить, посмотрев какие профессии максимально востребованы на рынке труда и представителям каких профессий больше всего платят. Аналогичная тенденция намечается по дихотомии логика-этика. Крупнейшие работодатели осознают ценность человеческого ресурса и в настоящее время повышают его производительность путем индивидуальной материальной и нематериальной мотивации. Т.е. происходит постепенный переход от отношений работодатель – работник к истинному сотрудничеству с учетом желаний, чувств и потребностей обеих сторон. Полностью же он может быть реализован тогда, когда типический потенциал каждой личности будет адекватно оценен и востребован обществом, а ценностные установки конкретной личности получат шанс реализоваться. Сферу реализации нет смысла оговаривать отдельно, с точки зрения длительной перспективы гармонизации общества и его развития это не имеет смысла – полностью реализованная личность представляет наивысшую ценность для общества сама по себе, т.к. именно посредством ее гармоничности и достигается максимальный общественный прогресс.

В настоящий момент человеческое общество еще до конца не осознает ценность гармонии в различных сферах своей жизни. Но иного пути, кроме как к гармонизации всех сфер своего существования у него просто нет. Жизнь человека как вида на планете Земля уже находится под угрозой. Ради сохранения человека как вида общество вынуждено гармонизироваться – и с внешней средой, и со средой внутренней. Внешняя гармония – это гармония общепланетарного масштаба, над этим уже работают экологические институты всего мира. А внутренняя гармония общества складывается из гармонично реализованных людей – членов общества.

«Не было другого средства к развитию разнообразных способностей человека, кроме их противопоставления. Этот антагонизм сил представляет собой великое орудие культуры, но только лишь орудие, ибо, пока антагонизм существует, человек находится лишь на пути к культуре» (Шиллер, 2007).

Юнг видел развитие личности в обращении к трансцендентной функции, т.е. восприятии символов, образов, которые не относятся непосредственно ни к одному полюсу дихотомии, и именно своей неразложимостью способны объединить оба полюса и придать человеку целостность. В соционическом смысле — это выход за пределы типа.

Задача каждого из нас, изучающих соционику для саморазвития, прочувствовать красоту своего типа, его необходимость для гармоничного функционирования людей всех остальных типов.

Осознав свое место на этой планете, ценность своей жизни, ценность своей личности для общества и планеты в целом каждый из нас сможет прожить свою жизнь в гармонии с обществом и с самим собой, обогатив коллективное бессознательное, как писал Юнг, бесценным гармоничным опытом. Таким образом, нам удастся разрешить описанный Юнгом конфликт между социальным и личностным, конфликт востребованности для общества человека как носителя индивидуальной типической установки и невостребованности (в настоящее время) его индивидуальных жизненных ценностей.

Литература

  1. Белецкая И. Е. Эволюция технологии типирования. // Соционика, ментология и психология личности, 2007, №4.
  2. Шиллер Ф. Письма об эстетическом воспитании человека. М.: Директмедиа Паблишинг, 2007.
  3. Юнг К.Г. Психологические типы. -М:Хранитель,2008.-766с.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Нет коммент. »

Нет комментариев

Комментировать

:mrgreen: :neutral: :twisted: :shock: :smile: :???: :cool: :evil: :grin: :oops: :razz: :roll: :wink: :cry: :eek: :lol: :mad: :sad:


RSS для этой записи

ИДЕТ ЗАПИСЬ

Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (925) 642-51-82


Книга Ирины Белецкой "Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина" на ОЗОНе

Разделы

Свежие записи