Блог тренингового центра Белецких

«Одномерные» реакции

Апрель 12th, 2011


«Одномерные» реакции
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.

У одномерных функций – болевой и суггестивной – есть ряд общих свойств. Хотя они расположены в разных блоках модели, болевая – в блоке социальных ожиданий СУПЕРЭГО, а суггестивная — в детском блоке СУПЕРИД, восприятие и переработка информации осуществляются ими в рамках собственного опыта, а негатив, поданный на любую из этих функций, воспринимается человеком очень болезненно.

В данной статье мы хотим обобщить наш опыт консультирования и наблюдения за собой и другими в разных ситуациях, описать некоторые особенности реагирования человека на информацию по его одномерным функциям и предложить рекомендации, как возможно улучшить ситуацию.

Конек ряда социоников при диагностике соционического типа – проверить «работоспособность» функций модели А и так выявить болевую, ограничительную, детский блок и т.п. Детский блок проверяют, вызывая и подмечая позитивную реакцию. Но ограничительную и болевую, как правило, проверяют, погружая человека в стрессовую ситуацию, воздействуя информационным негативном, чтобы посмотреть, как он отреагирует. То есть — выкрутится. Каковы последствия таких действий диагноста, мы подробно писали в статье о функции срединной мечты (Белецкая, 2011). Человек из ресурсного или нейтрального состояния переходит в нересурсное, а порой и агрессивное. Так влияет любая негативная информация, но особенно сильно меняется состояние, когда задевают маломерные или ограничительную функцию. По яркой эмоциональной реакции диагност и определяет тип.

Восстановить доверительное общение после таких манипуляций достаточно сложно. Мы избегаем подобных действий, поскольку целями конкретно нашей диагностики редко является только определение типа – в основном люди приходят именно на консультирование, т.е. определение типа для решения конкретной жизненной задачи. Погружение человека в нересурсное состояние, даже временное с диагностической целью, затем потребует возвращения к началу – к установлению контакта и т.п. Это неоправданно и с точки зрения этики, и с точки зрения эффективности консультирования. Поэтому мы в диагностике уже давно отказались от «жесткой» проверки функционала модели А – в этом просто нет необходимости, при наличии дополнительных средств диагностики (мерности функций, признаки Рейнина). Многие опытные диагносты так или иначе учитывают состояние типируемого и избегают стрессовых ситуаций.

Но в диагностике, да и просто в общении, например, когда мы хотим донести до человека нашу позицию и/или показать его ошибку, иногда мы вынуждены подавать информацию по аспектам одномерных функций человека. И эта информация может оказаться за пределами его опыта. Абсолютно непроизвольно и не со зла мы задаем вопросы и ждем ответа. Но значительная часть информации, которую мы пытаемся донести до собеседника, ему недоступна – человеку сложно ее воспринять и обработать.  Дальнейшая его реакции зависит от того, насколько он лично к нам (или к вам) расположен, в  каком он сейчас настроении и т.п.

Если человек настроен в целом позитивно, то наш вопрос (за переделами его опыта) не вызовет у него особенных сложностей, и, главное,  не ухудшит его состояния. Пусть с трудом, но человек найдет на него ответ. А мы его в этом поддержим.

Но если человек изначально настроен негативно – к диагностике, или к вам – его реакция может быть совершенно другой. Бывает это так.

Пришла «непонятная» информация. Осознать, что она находится за пределами имеющегося личного опыта быстро невозможно. При этом  по аспектам функции серединной мечты человек считает себя самым-самым – помните? А значит, никаких «непониманий, невосприятий, недоступностей» конкретно у него нет, и быть не может в принципе. Но что-то же не так… Он это чувствует. Но признать, что не так именно у него – большой духовный труд, требующий глубокого погружения в себя, анализа, сопоставления и т.п. – что по аспекту одномерной функции вдвойне сложно. И чтобы уберечь человека от разочарования и понижения самооценки психика играет с ним интересную шутку. Ему кажется, что «не понимает, не воспринимает» его собеседник…

Нам может быть даже странно предположить, что кто-то, а тем более мы, может реагировать подобным образом. Но люди так реагируют постоянно. И в отслеживании собственных реакций подобного рода, а впоследствии в их устранении и заключается наш личностный рост.

Обрисованный способ психологической защиты, называется проекцией. Впервые он был описан Зигмундом Фрейдом. Наше внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне (Фрейд, 1993). Человек приписывает кому-то или чему-то свои собственные мысли, чувства, мотивы, черты характера и пр., полагая, что он воспринял что-то приходящее извне, а не изнутри него самого. Вспомним народную мудрость о соринке в чужом глазу и о бревне в своем собственном. Посторонний предмет в чужом глазу так заметен именно потому, что перед взором постоянно маячит наш собственный посторонний предмет.

В таблице приведены конкретные примеры проекций по различным аспектам.



В этой таблице мы привели лишь некоторые примеры, когда неадекватность собственного реагирования по соответствующему аспекту человек переносит (проецирует) на своего собеседника. Заинтересованные читатели могут без труда расширить и дополнить описание реакций и того, что происходит с человеком в ситуации проецирования его неуверенностей и страхов.

Проекция нужна нам, чтобы сохранить наши представления о себе и о мире вокруг нас в неизменном виде. Таким образом психика защищается от «вредных» внешних воздействий. Есть ли плюсы в проекции? Безусловно. Человек не готов признать какую-то часть себя или свою отдельную черту. Если он не готов к этому – лучше ему о ней и не знать, чтобы не впасть в депрессию, не сойти с ума и т.п. Об этом заботится наша психика, искажая восприятие реальности. Но в этом же заключается и минус – человек, утрачивающий связь с реальностью, не может принимать адекватных решений относительно своей жизни и не в состоянии взаимодействовать с внешним миром.
Ситуацию, когда человек попал под влияние, буквально захвачен своими одномерными функциями, мы называем информационным заражением. Об такой опасности писал еще Карл Густав Юнг: «Подчиненная функция всегда соответствует архаической части нашей личности; в своей подчиненной функции мы всегда остаемся первобытными людьми. С дру¬гой стороны, мы цивилизованны в своей дифференцированной функции. В пределах последней мы обладаем свободой воли, а в рамках подчинен¬ной функции ни о какой свободе не может быть и речи. Это наша откры-тая рана, или, по крайней мере, открытая дверь, сквозь которую может про¬никнуть все что угодно (выделено нами И.Б., С.Б.)». (Юнг, 2006)

Информационное заражение, по нашим наблюдениям, возникает тогда, когда индивидуальная значимость информации по аспектам (аспекту) одномерных функций завышена. Опыт, который человек приобретает по аспектам одномерных функций, бывает довольно значительным, т.к. в течение жизни он активно набирается, и информационно зараженный человек склонен его абсолютизировать, навязывая другим свое видение и агрессивно реагируя даже на позитивную критику и обратную связь.

Менять привычную модель поведения достаточно сложно, и прежде всего потому, что свои проекции нелегко обнаружить. Ведь в проблемах, которые возникают при взаимодействии с окружением, мы не видим своей ответственности. Мы даже можем знать (например, пройдя тренинг личностного роста), что все происходящее в нашей жизни, создано нами. Но в ситуациях, где у нас работают проекции, мы забываем об этом. «Свое участие» и страх вытеснены глубоко в подсознание. Но обнаружить их можно… Если очень хочется.
Во-первых, проекции можно «вычислить» по повторяющимся ситуациям. Если в вашей жизни есть тенденция к Дням Сурка по какому-то аспекту, например, на вас все давят, вас никто не любит, все всё понимают не так и т.п. – пора задуматься, по какому аспекту вашего информационного метаболизма все происходит, понаблюдать, не вы ли тому причиной и решать, нужно ли что-то менять.

Во-вторых, проекции являются на свет в остром негативе на обратную связь и/или критику. Так ли уж человек не прав, и даже если не прав, почему ваша реакция настолько острая? «Ты сердишься Юпитер, и значит, ты…»

Обнаружив свои проекции, человек, как правило, ужасно удивляется. «Как я мог так думать/считать/делать/воспринимать и т.п., ведь все достаточно очевидно!? Надо бы что-то с этим сделать…»

Но от этапа размышления и осознания перейти к реальным изменениям непросто. Нужна осознанная цель, мотив, видение – зачем что-то делать, т.к. бесцельно ни один нормальный человек не станет что-то менять в себе – это долго и нудно, порой больно… Гораздо проще думать на эту тему. Само осознание ситуации уже в какой-то мере облегчает жизнь, позволяя нам повысить собственную самооценку буквально на «ровном месте» и, опять же, уйти от ответственности – ведь теперь у нас есть отличное объяснение, почему у нас в жизни все происходит так, а не иначе.

Однако для тех, кто готов не только думать, но и делать назовем некоторые шаги:
1. Осознание, что проблема существует;
2. Определение желаемого состояния после изменений;
3. Улучшение ситуации за счет расширения своего «репертуара» (вариантов реагирования) по аспекту одномерных функций для решения конкретной задачи;
4. Соотнесение своего нового состояния с желаемым в п.2;
5. Обратная связь самому себе — достигнут ли нужный результат. Действительно ли это то, чего мне не хватало?
• Если нет – анализ, почему, и тот ли результат был изначально нужен? Или проблема глубже или вообще лежит в другой области?
• Если да – ПОЗДРАВЛЯЕМ! Вы сделали это!

Список литературы
1. Белецкая И.Е., Белецкий С. А. Функция срединной мечты, или О некоторых особенностях корректного взаимодействия // Психология и соционика межличностных отношений, 2011, №2.
2. Фрейд, Анна. Психология Я и защитные механизмы = Das Ich und die Abwehrmechanismen. — Москва: Педагогика-Пресс, 1993. — 68 с.
3. Юнг К.Г. Психологические типы. -М: АСТ, 2006. — 766с.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

2 коммент. »

  1. Татьяна :

    Классная статья! Все так и есть. Сама это стала отслеживать, когда начала учиться у своего «активатора». Сначала страшно раздражали ее, как мне казалось, придирки. Злилась, даже плакала. Но хотелось добиться результата и показать «этой», что все не так, не в этом дело. Начала следить за собой, даже на диктофон записывалась, приглашала на выступления «свидетелей». Короче, всеми силами старалась оправдаться. Потом, поразмыслив, решила сделать по-тупому, т,е, сделать как велят и посмотреть что получится. Сработало! Мы уже почти год работаем вместе, продолжаю учиться. Теперь при получении очередных «ценных указаний» все равно испытываю внутреннее отвращение к ним (и к ней тоже), чувство неполноценности никуда не уходит, только я к нему привыкла что ли или притерпелась, что так и должно быть всегда. В общем, работать над собой по одномерным — это очень не просто, а порой и мучительно больно. Но результат того стоит!

    Апрель 19th, 2011 | #

  2. Блог тренингового центра Белецких » Почему мы не проверяем болевую :

    […] Белецкая И.Е., Белецкий С.А. «Одномерные реакции» // Псих… […]

    Май 8th, 2011 | #

Комментировать

:mrgreen: :neutral: :twisted: :shock: :smile: :???: :cool: :evil: :grin: :oops: :razz: :roll: :wink: :cry: :eek: :lol: :mad: :sad:


RSS для этой записи | TrackBack URI

ИДЕТ ЗАПИСЬ

Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (495) 642-51-82


Книга Ирины Белецкой "Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина" на ОЗОНе

Разделы

Свежие записи

Просто страницы