Блог тренингового центра Белецких

Работа с соционическими ценностями в карьерном консультировании

Сентябрь 3rd, 2018

Ирина Белецкая

Доклад на соционической конференции в Киеве в 2017 году

Практические предпосылки данной работы

            Технологическая революция, ценностный разрыв между поколениями, лавинообразное возрастание объема информации, исчезновение отраслей и профессий, высокая степень неопределенности будущего, в том числе — профессионального, смена парадигм – все это характеризует мир, в котором мы сейчас живем. Высокая скорость изменений и связанная с нею ситуация неопределенности затрудняют человеку принятие решений, т.к. привычные ориентиры и опоры утратили свое значение. В такой ситуации для нас — консультантов, коучей, психологов и психотерапевтов — особенно актуальны методики работы, которые позволяют людям лучше понять себя: свои сильные стороны и зоны роста, свои побудительные мотивы. И на основе ясной картины себя лучше справляться с вызовами жизни.

В помощь людям, ищущим себя в профессиональной сфере, мы разработали методику карьерного консультирования, которая позволяет оказать людям помощь в поиске  призвания, т.е. той профессиональной роли и той профессиональной области, в которых  сильные стороны и персональные ценности  конкретного человека соединяются в практической, ежедневной деятельности (Белецкая, 2017).

            В качестве сильных сторон в профессиональной деятельности человека я рассматриваю предпочитаемые полюса соционических признаков его ТИМа, наполненные опытом конкретной деятельности (Белецкая, Белецкий, 2014).

            В качестве персональных ценностей мы первоначально использовали в работе квадральные ценности, присущие носителям различных ТИМов.

Затем в паре с коллегой я разработала Метод обнаружения персональных ценностей (Белецкая, Евстигнеева, 2016), и, выявляя ценности с его помощью, я обнаружила, что список ценностей конкретных людей – представителей ТИМов, гораздо шире списка квадральных ценностей. Постепенно стало понятно, что более 80% из 100% списка ценностей конкретных людей соответствуют тем или иным полюсам соционических признаков, которые являются предпочитаемыми для их соционических типов. Речь шла не только о признаках сенсорика – интуиция и логика – этика, которые определяют квадральные ценности, но и о других признаках Рейнина.

В данной статье представлены результаты моих практических наработок в области исследования ценностного содержания полюсов признаков Рейнина, а также результаты исследования отличий персональных от декларируемых ценностей, необходимые в практической работе тем, кто занимается управлением вовлеченностью и мотивацией.

Что такое «персональные ценности»?

Ценности – это то, что длительное время дает нам энергию и субъективно воспринимается нами, как хорошее. Как мотиватор деятельности, персональные ценности отвечают на вопросы «Ради чего?» и «Чего я хочу?». 

Традиционный взгляд на ценности в соционике

В соционике существует устоявшийся взгляд на ценности ТИМа – это так называемые квадральные или квадровые ценности. Подразумевается, что ТИМы одной квадры считают для себя ценным и хорошим одно и тоже. Это легко увидеть, наблюдая за участниками квадральных встреч. Например, на встрече первой квадры царит легкая и веселая атмосфера, наполненная дружескими подколами и шутками, а на встрече третьей квадры все участники что-то сосредоточено обсуждают.  

Для ТИМов одной квадры побуждающими к действию являются одни и те же мотивы, связанные с квадральными ценностями. Это связано с одинаковым набором функций ИМ, входящим в блоки ЭГО и СУПЕРИД. Мы регулярно наблюдаем эти сходные мотивы – в работе, на отдыхе, в семейных отношениях и в некоторых других ситуациях.

             Однако, неоднократно нам приходилось наблюдать, как представители одной квадры, работая в команде, вступали в конфликт и ожесточенно отстаивали свою позицию. Степень их эмоциональной вовлеченности в отстаивание своей позиции позволила нам предположить, что в конфликте речь идет не только о недопонимании, вызванном различием в ИМ, но и о чем-то более важном и ценном для них.

            На основании этого опыта, а также опыта выявления персональных ценностей в карьерном консультировании мы выдвинули гипотезу, что представителям различных ТИМов присущи не только квадральные ценности, которые в частности объединяют представителей одной квадры, но и ценности, связанные с другими соционическими признаками, которые даже типов одной квадры зачастую разделяют.

Теоретические предпосылки данной работы

            В своей работе я исхожу из следующих теоретических предпосылок.

  1. Все 15 признаков типа, которые мы вслед за Аушрой Аугустинавичюте называем Признаками Рейнина,  –  равнозначны (Аугустинавичюте, 1998).

Это означает, что и базис Юнга (см., например, Аугустинавичюте, 1998), и другие 11 дихотомических признаков соционического типа, оказывают влияние на особенности информационного обмена представителей конкретных типов информационного метаболизма (ТИМов).

  1. Информационный обмен и обработка информации разными ТИМами сопровождаются обменом энергии.

В работах А.Аугустинавичюте и А.В.Букалова показано, что соционические функции (функции информационного метаболизма — ФИМ) участвуют не только в информационном, но и в энергетическом обмене (Аугустинавичюте, 1996, Букалов,1995).

А.В.Букалов упоминает об энергетической мерности ФИМ и об обратной зависимости величины информационной мерности функции и ее энергетической мерности: энергии на работу маломерной функции уходит больше, чем на работу многомерной, зато удовольствия от получения результата по маломерной функции бывает больше, чем по многомерной (Букалов, 1995).

А.Аугустинавючите в своих работах прямо не пишет об особенностях энергетического обмена при обработке информации и о том, что для носителей различных типов информационного метаболизма (ИМ) характерно предпочтение на уровне ценностей одних функций ИМ (ФИМ) другим. Однако, она прямо говорит об особом отношении к функциям вербальных блоков: «Вербальные блоки «озвучивают проблемы». Коллективные обсуждения и очень осторожная индивидуальная активность, дотошное избегание ошибок. Все обсуждая и вышучивая, стараются всевозможные ошибки испробовать на вербальном уровне…» (Аугустинавичюте, 1998). На основании этой цитаты мы можем заключить, что основательница соционики знала, что функции вербальных блоков (на содержательном уровне) являются ценными для носителей ТИМов, а функции лаборных блоков, наоборот, не ценными.

Актуальность работы

На наш взгляд, выявление дополнительных связей между персональными ценностями конкретного человека и его соционическим типом позволит  существенно расширить  представления человека о себе: помимо информации о сильных сторонах и зонах роста он в ходе консультации получает дополнительную информацию о том, что его мотивирует к действию и дает энергию в работе.

Реализуя в работе свои персональные ценности, в том числе те, которые связаны с ТИМом, человек не только получает удовольствие от своей работы. Он также надежно защищен от эмоционального выгорания, причиной которого по мнению профессора А. Лэнгле, является то, что в своей работе люди не могут проживать свои персональные ценности (Лэнгле, 2010).

Отличия персональных от декларируемых ценностей

            Человеку свойственно стремиться к проживанию персональных ценностей, т.к. они делают его жизнь хорошей. Если человек осознает, что для него ценно, чего он хочет, что дает ему энергию, то это он и старается делать.

Но большинству из нас больше знаком и привычен другой мотиватор деятельности, а именно – этические,  моральные, социальные, национальные, семейные и другие нормы. Эти нормы в качестве побудителя к действию говорят нам о том, что мы «должны делать». При этом никто, в том числе и мы сами, не спрашивает нас, хотим ли мы это делать.

Часто люди следуют нормам, не осознавая, хорошо ли это для них. Это привычно в нашей ментальности, большинство из нас так воспитывали. Когда такой способ поведения входит в привычку, мы говорим о сформировавшейся установке, основанной на декларируемой ценности/ценностях, как мотиваторе к действиям.

Формальный результат действия на основании персональных ценностей и на основании декларируемых один и тот же – человек приходит в движение.

Однако на глубинном уровне есть существенные отличия, которые нам важны, если мы заинтересованы в том, чтобы человек был по-настоящему вовлечен в ту деятельность, которой он занимается, и был способен к ней длительное время, не истощаясь.

Отличия действий, исходящих из персональных и декларируемых ценностей приведены в таблице 1.

Таблица 1. Отличия персональных и декларируемых ценностей

Персональные ценности (ПЦ)

Декларируемые ценности (ДЦ)

Отвечают на вопросы: «Ради чего?» и «Чего я хочу?»

Отвечают на вопрос: «Что я должен (делать)?»

Локус контроля – внутри. Человек, проживающий ПЦ, активен, ответственен, он – Субъект, активный творец, реализует свою волю.

Локус контроля – вовне или внутри, если речь идет о страхах. Человек, реализующий ДЦ, пассивен, он – Объект, который реализует чью-то волю, поэтому часто не несет ответственности за свои действия.

Притягивают – движение к ценности

Подталкивают в спину, «пинают»

Ценности основаны на чувстве «это хорошо для меня».

Установки чаще основаны на рациональных суждениях о правильном. На уровне чувства они чаще сопровождаются различного рода страхами.

Наполняют энергией, даже если человек устает от работы. Появляется ощущение осмысленности жизни.

Истощают, забирают энергию, даже если результат достигнут. В последствии возникает ощущение бессмысленности.

Ценности неисчерпаемы. Человек может реализовывать их раз за разом, и ему это не надоедает.

Человек устает и не хочет раз за разом делать то, что он должен.

Человек чувствует себя свободным. Несмотря на то, что ПЦ дают энергию, он может их оставить – с сожалением и грустью («оставить» означает «не реализовывать»), если того требуют обстоятельства.

Человек чувствует себя принужденным. Он должен реализовывать свои ДЦ во что бы то ни стало, несмотря на обстоятельства. Оставить – невозможно!

Следствие 1. ПЦ можно ранжировать, выстраивать в зависимости от обстоятельств и собственных ощущений в правильную, подходящую иерархию.

Следствие 1. Все ДЦ всегда главные. Человек не только не может оставить (не реализовывать) какую-то из них, он не может выстроить приоритеты, что реализовывать в первую очередь.

Следствие 2. ПЦ – основание для принятия решения и мощная опора даже в ситуации неопределенности.

Следствие 2. ДЦ разрушают связь человека с самим собой и не позволяют сделать обоснованный выбор (предлагают порой ложные основания для выбора).

            Не следует полагать, что я считаю нормы, принятые в обществе, вредными. Как раз наоборот. Я считаю, что в нормах содержится квинтэссенция человеческого опыта, который может быть полезен каждому из нас. Но не безусловно – на уровне декларируемых ценностей! В каждой норме содержится своя ценность, а задача конкретного человека — эту ценность воспринять, осознать и, если она ему соответствует, сделать ее своей, т.е. присвоить ее себе для последующей реализации. Тогда эта ценность становится персональной и дает человеку энергию.    

В таблице 2 приведены для сравнения примеры персональных и декларируемых ценностей, имеющих близкое содержание.

Таблица 2. Некоторые примеры  персональных и декларируемых ценностей, имеющих близкое содержание (приводятся фрагменты из диалогов с клиентами).

Персональные ценности «Я хочу!» — чувство

Декларируемые ценности «Я должен!» — рациональное мышление или страх

«Я люблю и уважаю своих родителей. Благодаря им во многом я стал тем, кто я есть. И я хочу заботиться о них в старости».

Ценности*: семья, отношения, забота

Принято заботиться о своих родителях. Я тоже буду это делать, это правильно, это мой долг. Что обо мне подумают, если я не буду этого делать?

Мотивация*: приличия, мнение других

«Мне очень нравится то, что я делаю на своей работе. Приходится каждый день общаться с совершенно разными людьми! Я хочу и дальше развиваться в этой области. Хочу научиться быстрее понимать других – для меня это важно»

Ценности*: общение и отношения с людьми, нечто новое, развитие

«Мне не нравится то, что я делаю на работе. Я выбрал эту профессию, потому что на тот момент все шли в экономисты и потом устраивались в банк. Нет, деньги меня не привлекают…точнее они не компенсируют то, что я постоянно занят этой ерундой. Работаю, потому что надо как-то жить».

Мотивация в работе*: отсутствует, работа ради выживания (страх смерти)

«Мне больше нравится моя зарплата, чем моя работа. Всегда любил, чтобы у меня были деньги. Раньше работал за любые деньги, теперь работаю за большие… Дело по душе – не знаю, не задумывался. Для меня главное – денежная компенсация».

Ценности*: деньги как таковые

«Я не то, чтобы люблю деньги. Когда у меня мало денег, я начинаю опасаться за свое будущее. Поэтому приходится все время вкалывать».

Мотивация в работе: безопасность, страх будущего

*Ценности и мотивация приводятся в формулировках конкретных людей.

Ценности, присущие носителям соционических типов, обнаруженные в результате практической работы

Работая с командами и консультируя людей по поиску призвания на основе сильных сторон и ценностей, я обнаружила, что практически все признаки Рейнина нашли свое отражение в ценностных картинах конкретных людей.

Следующим шагом моего исследования должна была бы стать классификация персональных ценностей в соответствии с полюсами соционических признаков. И здесь я столкнулась со сложностями.

Дело в том, что особенностью персональных ценностей является то, что они работают как мотиваторы, только если звучат на «своем» для каждого конкретного человека языке. Таким образом мы получили огромное количество вариантов формулировок персональных ценностей. И для классификации ценностных содержаний в соответствии с полюсами признаков, нам необходимо было выявить то общее, что присуще персональным формулировкам. У меня были опасения, что обобщение содержания персональных ценностей людей – носителей одного и того же полюса признака до уровня «о чем идет речь, что человек имел ввиду», приведет к тому, что человек не будет воспринимать обобщенное содержание как ценностное.

Опыт показал следующее: если краткое содержание было понято и оттранслировано мною правильно, то короткая фраза или слово воздействовали практически также эффективно, как и индивидуальная формулировка ценности, предложенная человеком в ходе работы по Методу обнаружения персональных ценностей (Белецкая, Евстигнеева, 2016). Человек оживлялся, «включался», уровень его энергии поднимался (там же).

В таблице 3 приводятся соционические признаки и связанные с ними персональные ценности в кратких, обобщенных формулировках.

Таблица 3. Полюса признаков соционического типа и связанные с ними персональные ценности (признаки приводятся в порядке, обозначенном в нашей книге (Белецкая, Белецкий, 2014))

Экстраверсия

Интроверсия

Масштаб, охват, размер, много (количество), смена картинки (окружения, занятия и др.), быть увиденным, признание, делиться чем-либо

Гармония, я сам, мое пространство

Процесс

Результат

Глубина, погружение, включенность

Результат, достижение цели, итоги, прибыль

Квестимность

Деклатимность

В процессе исследования

Демократия

Аристократия

Чувство «Свой, мой» (граница, участок, зона ответственности, своя команда), интерес (разделяемый).

Чувство «Мы» (работа в группе единомышленников, общий взгляд на мир, один за всех и все за одного). Власть, статус.

Позитивизм

Негативизм

Ценность положительного взгляда на мир и ситуацию

Ценность всестороннего взгляда на мир и ситуацию

Иррациональность

Рациональность

Изменения, перемены, гибкость, мой ритм

Стабильность, опора, правда, закон, договор, правила, нормы, сроки, улучшение мира (для себя и/или для всех)

Статика

Динамика

Оставаться в состоянии (в неизменной ситуации, в неизменном эмоциональном состоянии, в конкретном месте, в покое и др.)

Движение как таковое – к цели, вперед; изменения как таковые.

Субъективизм

Объективизм

Многозначность, наличие нескольких точек зрения, эмоционально-приподнятая атмосфера, юмор

Однозначность, подтвержденная фактами, отношения с людьми, близость в отношениях

Конструктивизм

Эмотивизм

Ценность глубоких субъективных переживаний, как правило положительных (как копилка), ценность смысла (в тексте, в речи, в сообщении)

Яркость субъективных впечатлений

Беспечность

Предусмотрительность

Новизна, инновационность, попробовать новое —  в различных областях

Опора на опыт и опыт как таковой

Интуиция

Сенсорика

Многовариантность, многозначность, интересность, многослойность (мышления и смысла), уникальность

Ясность, слово – дело, конкретность, понятность будущего

Рассудительность

Решительность

Гармония, качество, отдых, расслабление, разнообразие, ощущения

Скорость, включенность, напряжение как ощущение жизни, преодоление, сила, влияние, вызов

Тактика

Стратегия

В процессе исследования

Ценность будущего, цель, развитие, смысл

Уступчивость

Упрямость

Ресурсы в широком смысле этого слова, в т.ч. деньги как таковые, часто экономия, даже без необходимости экономить

Персональные интересы и, собственно, сами персональные ценности

Логика

Этика

По нашим наблюдениям, этот признак, рассматриваемый отдельно, чаще проявляется не в ценностях, а в сильных сторонах. Однако, в сочетании с другими признаками (в малых группах, МГ) он дает устойчивую направленность ценностей на процессы, идеи и эффективность у логиков или на людей, их эмоциональные состояния и их потребности у этиков. Например, в МГ №5 «Установки на вид деятельности» нам удалось обнаружить у представителей установок следующие ценности:

Исследователи (интуитивные логики – демократы) – ценность знания как такового;

Управленцы (сенсорные логики – аристократы) – порядок, последовательность, устойчивость, ответственность;

Гуманитарии (интуитивные этики – аристократы) – человечность, гуманизм, ценностей идей;

Социалы (сенсорные этики – демократы) – клиентоориентированность как понимание и направленность на удовлетворение потребностей конкретных людей.

Значительный интерес для понимания мотивации людей разных типов в работе представляют ценности, связанные с другими малыми группами социона. Работа по их исследованию и описанию ведется и обязательно будет в дальнейшем опубликована.

Примеры соционических ценностей, реализуемых в некоторых профессиях

                Для существующего рынка труда более привычен взгляд на профессии через призму компетенций – сочетания сильных сторон, навыков и черт характера, присущих соискателям.

            Нам же в процессе работы удалось установить связь профессий с персональными ценностями, присущими носителям соционических типов.

Ценностный подход к профессиям не нов. Например, широкий спектр профессий, способствующих решению различных проблем конкретных людей назван «помогающими профессиями» не только потому, что специалисты этих профессий призваны нам помогать, но и потому, что для успешной реализации в этой профессии необходима ценность «помощь людям», иначе эмоциональное выгорание неизбежно.

            Приведу примеры некоторых профессий в привязке к ценностям, присущим полюсам соционических признаков, которые в этих профессиях реализуются.

Так, в профессии «журналист» реализуются следующие ценности: делиться (информацией), ценность будущего, ценность влияния, ценность признания, помощь людям, ценность смысла (в речи, тексте).

В профессии «учитель» реализуются ценности: знание, делиться (информацией), ценность будущего, развитие, ценность влияния, ценность признания, помощь людям, ценность норм, правил, морали, улучшение мира.

Классификатор профессий и список реализуемых в них соционических ценностей постоянно пополняется.  По завершении он будет опубликован отдельной статьей.

Заключение

Описанный в данной статье подход к работе с соционическими ценностями в карьерном консультировании позволит консультантам, коучам и другим специалистам помогающих профессий помочь людям выбрать работу по душе и избежать эмоционального выгорания.

 

Список литературы

  1. Аугустинавичюте А. О дуальной природе человека. // «Соционика, ментология и психология личности». – 1996. — №№ 1 – 3.
  2. Аугустинавичюте А. Теория признаков Рейнина. Очерк по соционике. // «Соционика, ментология и психология личности». – 1998. — №№ 1 – 6.
  3. Белецкая И. Как найти свое место в профессии? Экзистенциально-аналитический взгляд на проблему поиска призвания и профессиональной самореализации. // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2017. №9.
  4. Белецкая И., Белецкий С. Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина. М.: Издательская группа «Черная Белка», 2014.
  5. Белецкая И., Евстигнеева Е. Метод обнаружения персональных ценностей // Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2016. №8.
  6. Белецкая И. Экзистенциально-аналитический подход к поблеме функционального несоответствия и отсутствия мотивации в компаниях с кросс-функциональной организационной структурой. Экзистенциальный анализ. Бюллетень. 2014. №6.
  7. Букалов А.В. Структура и размерность функций информационного метаболизма // СМиПЛ, 1995,  №.2.
  8. Лэнгле А. Дотянуться до жизни… Экзистенциальный анализ депрессии.  М.: Генезис, 2010.
  9. Лэнгле А. Что движет человеком? Экзистенциально-аналитическая теория эмоций. М.: Генезис, 2008.

Поделиться в соц. сетях

Опубликовать в Google Buzz
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

1 коммент. »

  1. Иван :

    Идиотизм старческий

    Сентябрь 6th, 2018 | #

Комментировать

:mrgreen: :neutral: :twisted: :shock: :smile: :???: :cool: :evil: :grin: :oops: :razz: :roll: :wink: :cry: :eek: :lol: :mad: :sad:


RSS для этой записи | TrackBack URI

ИДЕТ ЗАПИСЬ

Консультация психолога-соционика Ирины Белецкой
Для тех, кто хочет лучше понять себя и разобраться в своей жизненной ситуации

Звоните +7 (495) 642-51-82


Книга Ирины Белецкой "Секреты соционики. Как типировать по признакам Рейнина" на ОЗОНе

Разделы

Свежие записи