В маске Дон Кихота
В маске Дон Кихота
Белецкая И.Е., Белецкий С.А.
«А мне сказали, что я Жуков в маске Дон Кихота!»
Типируемый о предыдущей диагностике
Начался новый учебный год. Мы поздравляем всех, кто учится и стремится к новому, всех, кто еще не закончил свою Школу :).
Хотим сегодня ответить на два вопроса, которые в последнее время нам часто задают — что мы думаем о подтипах и соционических масках.
Вопросы эти задают отдельно. Но мы ответим на них в одной статье, потому что считаем, что они связаны.
Ранее мы уже писали, что вслед за К.Г.Юнгом мы придерживаемся мнения, что соционический тип – результат социальной эволюции, эдакая своеобразная психическая специализация, и служит он для более быстрой эволюции общества. Каждый из нас лучше всего приспособлен для выполнения определенной функции – соционной миссии, которая определяется особенностями информационного метаболизма. И тем каждый из нас ценен для общества.
Но, как индивидуальность, каждый из нас решает (причем постоянно) ряд задач, не связанных напрямую с работой по нашим предпочтительным полюсам признаков. И нам – каждому из нас -для нормальной жизни нужны все типы. Нужны постоянно. Логики живут в семье, этики – работают, интуиты – страшно сказать! – готовят обед и убираются, а сенсорики сочиняют сказки J. И ведь нет у нас на каждый случай своего карманного ручного Робеспьера, чтобы выстроить доводы в систему, карманного ручного Жукова, чтобы проконтролировать работу на отдаленных территориях, карманного ручного Гамлета, чтобы увлечь всех и так далее. Причем, люди, не знакомые с соционикой, тоже справляются с этим, и зачастую даже лучше, чем те, которые уже знают о «сильных» и «слабых» сторонах. Им, тем, которые не знают, просто некуда деваться. Ведь жизнь — их, задачи — их, спрятаться за прекрасное объяснение «а я не логик/этик и поэтому не умею…» они не могут, поэтому и делают… Эх!
Но мы сейчас не о том, что изучать соционику вредно. Об этом расскажем отдельно.
Что позволяет каждому из нас успешно справляться с разнообразными жизненными задачами? Мы считаем, что именно маски – временный выход за пределы собственного соционического типа. И здесь у людей, знающих соционику, есть значимое преимущество – они могут делать это осознанно.
Что такое маска? Зачем она нам вообще нужна? Маска – это адаптационный механизм психики, стремление человека осознанно или неосознанно соответствовать запросам или требованиям среды. Какую маску выбирает человек в определенной ситуации, зависит от его типных предпочтений, подсмотренных в течение жизни моделей успешного поведения других людей, транслируемых обществом стереотипов «правильного» поведения, личностных установок и многого другого.
Как поступает обычный человек, не изучавший соционику? Он действует методом проб и ошибок. Жизнь предъявляет ему в разных областях некие задачи, решить которые можно, только развив в себе определенные качества. Если человек отказывается развиваться, оставляет все, как есть, он скатывается к прежнему состоянию и начинает все сначала. Идет вперед (пока работают старые модели), потом – стагнация (модели перестают толком работать), затем – остановка и – снова вниз (с желанием все бросить и начать что-нибудь другое, где будет получаться). В какой-то момент ему надоедает кататься только вниз. Он начинает наблюдать – чего же ему не хватает? После ряда повторений и применения специальных психологических техник он это, как правило, все-таки осознает. И прорывается вверх, расширяет свои возможности реагирования, возможности решения задач. И так – всю жизнь. Развитие, остановка, а далее – вверх или вниз.
Кто чаще идет вверх? Именно тот, кто точно знает, что его держит. Это люди с высоким уровнем осознанности, способные к наблюдению и самоанализу. А если они при этом еще знают о своих потенциально слабых сторонах, которые могут их тормозить, то продвигаются вверх быстро и практически без потерь. А хорошо узнать потенциально сильные/слабые стороны помогает соционика. Раз опробовав на себе осознанный выход из соционического типа и получив нужный результат, мы будет делать это снова и снова.
Это и есть соционическая маска. Надо понравится гаишнику – выходишь из машины Есениным :), особенно если ты женщина. Надо найти общий язык с Дон Кихотом, позаботься о его удобствах и комфорте. Есть известный соционический анекдот: хочешь затеряться в толпе – притворись Габеном. Здесь мы знаем, чего хотим, и делаем это.
Вариант неосознанного одевания маски несколько хуже. Здесь не человек управляет своей маской, а маска — им.
Чем человек более гибок и осознан, тем чаще он меняет свои маски. В каждой ситуации – своя. Мать, жена, любовница, ответственный сотрудник, заботливый муж, рыцарь без страха и упрека, романтический герой и так далее – пишем и для мужчин, и для женщин. В жизни человек играет огромное количество ролей. И делает это виртуозно, особенно, если он знает, какая маска в данной ситуации наиболее уместна и умеет ее легко одевать.
Жизнь многообразна. И поэтому, когда нам говорят на диагностике, «Мне сказали, что я Жуков в маске Дон Кихота», мы слегка недоумеваем. Неужели типировщик и вправду утверждает, что человек ВСЕГДА по жизни играет Дон Кихота? Во-первых, на типировании можно установить тип (он не меняется), но о маске говорить бессмысленно, здесь она одна, за дверью – другая. Во-вторых, каковы критерии определения маски? В 2008 году на соционической конференции в Санкт-Петербурге такой вопрос задавали. Докладчик долго пытался ответить, в конце концов, прозвучало, что маска это тип, который видится диагностам, когда они приступают к диагностике. Достаточно рискованное определение, на наш взгляд. Если типировщик определяет маску не по критериям, а по тому, что ему видится, где уверенность, что он не определяет тип также?
Смена/одевание масок – осознанная или вынужденная – на наш взгляд и по опыту не сильно влияет на диагностику соционического типа, при условии, конечно, что человек открыт и много и с удовольствием говорит на интересующие его темы. Если же помалкивает, тип можно и не определить. Мало информации.
Ношение маски, т.е. демонстрация несвойственного поведения, к счастью, не влияет на неизменяемые признаки типа – невербальные реакции и речевые признаки, которые человек в нормальном состоянии демонстрирует. Под нормальным мы понимаем состояние готовности к общению, противоположность нормального состояния – состояние, когда названа «плохая» версия, и человек бросается на защиту своих ценностей, которые почему-то связывает со своим соционическим типом.
Кстати, мотив деятельности тоже не сильно меняется, как ни старается человек демонстрировать мотив деятельности другого типа.
Что же делать, если маска приросла, когда она одна-единственная, да еще и любимая? Что делать, когда она демонстрируется всегда и всюду, и человек искренне считает, что его тип не такой, потому что …
Знакомая ситуация. На наш взгляд, лучше не делать ничего. Человек хорошо приспособился к среде, ему удобно, комфортно, его самооценка успешно выстроена на неком фундаменте, и это его выбор. Наверное, в каждом конкретном случае для конкретного человека действительно удобнее заблуждаться. Да можно ли назвать это заблуждением? Не зря же он выбрал такую модель поведения. На то есть основания, и они лежат за пределами соционики.
Разъяснять версию соционического типа в таких ситуациях стоит лишь если человек искренне хочет разобраться, в чем же истина. Не отстаивать свою позицию, приводя в качестве доказательств кучу примеров своего «правильнотипного» поведения, а следовать за логикой рассуждения диагноста, осознавать, что тот увидел, и соотносить это с собой. В какой-то момент в маске становится тесно – она одна, а ситуаций много, и все они — разные. В момент включения в собственный активный поиск человек способен услышать чужое мнение. В ситуациях, когда он не готов, он будет агрессивно отстаивать свое право быть таким, каким ему в настоящий момент удобно.
А что же подтипы? Подтип – частный случай адаптации к среде, по сути – та же маска, в которой человек сознательно или неосознанно проводит значительную часть свой жизни. Человек чаще опирается не на обе своих сильных функции, а лишь на одну. Т.е. бывает Джек больше похожий на Есенина, а бывает – на Штирлица.
Но опять же, слово, «похожий», означает, что человек всего лишь ведет себя более или менее близко к усредненному описанию поведения Есенина или Штирлица. Но он все равно остается Джеком, со всеми присущими Джеку типными признаками (которые заметны в невербалике, в речи и на письме, в мощности психических функций).
Поэтому на диагностике и на учебных группах мы маскам и подтипам особого внимания не уделяем – нет смысла плодить сущности без необходимости.
Подведем итоги.
- При определенном уровне осознанности человек, хорошо изучивший соционику, становится более гибким, а, следовательно, более адаптивным, лучше приспосабливается к окружающей среде, использует возможности, которые предлагает жизнь и более эффективно решает свои задачи.
- Тип изменить нельзя (на этом стоит подавляющее большинство социоников), но можно выбирать модель поведения «под запрос» жизненной ситуации и среды.
- Личная ответственность и выбор каждого – жить в «правильном типе» или просто жить, реализуя все возможности, которые предлагает жизнь.
- Изучение соционики дает человеку серьезную «фору» — он заранее знает, что может ему в жизни мешать, и можно ли (и как) это исправить.
P.S. Если статья покажется вам интересной для ваших друзей и коллег в сети, воспользуйтесь социальными кнопочками внизу, чтобы поделиться.
Хочу к статье добавить еще:
Бытует мнение, что те кто живут в типе — те живут ярко, поскольку проявляют свои функции в соотвествии с их реальной «типной» мерностью…
Сентябрь 2nd, 2011 | #
Интересно было бы понять, надеть маску это как ??
Нельзя же из одномерной функции сделать многомерную.
То есть нельзя будучи Доном выйти к гаишнику есей…. можно поработать со слабых, но это не будет Есей никогда… не совсем понятно о чем речь ?
а если нельзя стать Есей и это просто работа с маломерных то какая же это маска ?
Может я чего не учел, прошу пояснить.
Сентябрь 2nd, 2011 | #
Денис, я согласна. Приведу пример, если не совсем верно поняла смысл Вашего дополнения. Я уже давно поняла что моя 4-хмерная ЧЛ, в том виде, в каком я привыкла ее проявлять, мало мне помогает в гармонизации отношений с родителями, детьми и мужем. Любимым мужем :). Последнее стало для меня мотивом для расширения репертуара моей этической сферы — посредством 4-хмерной ЧЛ, безусловно. И в этом смысле я, конечно, живу «ярко, поскольку проявляют свои функции в соотвествии с их реальной «типной» мерностью…»
Далее этот навык расширения перешел на работу и на другие сферы моей жизни.
Сентябрь 2nd, 2011 | #
Рома,конечно, никто не становится Есей, будучи Джеком. Но носители типа в общении воспринимают как тождика. Хвастаюсь — длоя меня это релаьное достижение. Правда, недолго. 😆 Но гаишникам и налоговым инспекторам бывает приятно активироваться :).
Мы знаем, что вопрос о масках широко обсуждался и в целом согласны — мерность не поменять. Но можно ведь расширить репертуар (опыт!) и даже по одномеркам стремиться к наработке псевдонорм :), что, конечно, менее эффективно, чем, скажем по двумерным функциям. Но помогает все равно. Если ты помнишь интернет-интервью В.Львова журналу Дарланы, там он благодарит меня за то, что я его учила общаться с людьми :). Еще одно достижение запишу в копилку. :).
Сентябрь 2nd, 2011 | #
[…] 1 Белецкая И.Е., Белецкий С.А. В маске Дон Кихота // http://www.beletskie.ru/wp/?p=547 2 Бухвалов Д.В. Импринт и типирование // СПиМО, 2001, № 10. 3 […]
Сентябрь 10th, 2011 | #